Геннадий Давыдько — о парламентской работе и жизни творческой, о председательской должности и отпущенной бороде
Геннадия Давыдько называют самым узнаваемым депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. И неудивительно: актер театра и кино, заслуженный артист Беларуси, режиссер и сценарист, он давно заметен на телеэкране, помнят его и как директора Купаловского. А вчера на сцене Дворца Республики Геннадий Давыдько был официально представлен как новый председатель Минского Международного кинофестиваля «Лiстапад». Бразды правления в ходе торжественной церемонии открытия 17-го кинофорума ему передал народный артист СССР и Беларуси Ростислав Янковский. Разумеется, эту тему в нашей беседе с Геннадием Давыдько было не обойти.
— Геннадий Брониславович, легко ли вы согласились на председательство?
— Решение далось не просто. Но бывают такие моменты, когда выбора нет. Это была просьба Ростислава Ивановича Янковского, которому я отказать не могу. Не секрет, что кандидатуру на пост председателя кинофестиваля искали и предлагали, насколько мне известно, и Алексею Дудареву, и Александру Ефремову, и Владимиру Гостюхину, но они отказались в силу разных причин. Мне, как уже говорил, тяжело было отказаться, и потом я привык: раз надо, так надо. Хотя, признаться, лестно, конечно, что в глазах оргкомитета, который утвердил мою кандидатуру, я выгляжу достаточно статусным человеком, чтобы являть собой авторитет международного кинофестиваля.
— Полагаю, что председательский пост почетен, но и достаточно хлопотен?
— Честно сказать, в этой связи я пока не совсем понимаю свою роль. Получается, председатель — это некий человек, который должен аккумулировать весь процесс, «разруливать» какие-то споры, решения которого нельзя перешагивать, который благодаря своему статусу может войти туда, куда не вхож, например, директор фестиваля. Но вместе с тем принятые председателем решения надо несколько раз согласовывать, или они принимаются без него, или согласовываются постфактум. Может, мне было бы легче понять свою роль, если бы я знал: я – хозяин фестиваля, я его таким делаю и за это отвечаю. В настоящий момент одного хозяина у фестиваля нет, у него семь нянек, а тогда, как известно, дитя может остаться без глаза. Конечно, вся ответственность, и достаточно серьезная, возложена на министра культуры, и он делает все максимально возможное, чтобы фестиваль получился. Но, думаю, во всей этой ситуации надо разобраться. Ведь дальнейшая работа предстоит большая. Перед «Лiстападам» поставлена серьезная задача: приблизиться к уровню международных фестивалей класса А.
— Признайтесь, бороду отпустили для пущей председательской солидности?
— Нет. Она появилась по жизни, где-то полгода назад. Я был в отпуске, и, слава Богу, наконец в отпуске хорошем, то есть в заброшенных местах, в глубинке, где все окружение небритое.
— Вы меня пугаете…
— Да все просто: был в краю Дальневосточном, откуда с родителями я приехал когда-то на их родину в Беларусь. Отдохнул прекрасно.
— Я думала, депутаты все больше по курортам заграничным…
— Пробовал. Но не могу тупо лежать десять дней на пляже в Египте или в Турции. Кроме усталости и шока от перемены климата, ничего не испытываешь. Хороший курорт там, где тихо, солнечно, хороший сервис, где не гремит музыка, не орут дети и нет постоянного шашлычного запаха. Но на такой отдых у меня денег не хватает. Поэтому в качестве эксперимента поехал на самый край России. Жил у родственников, во дворе меня все звали просто Генка. Общался с однокурсниками, друзьями детства, отрастил бороду, пил пиво с простыми мужиками, слушал их рассказы «за жизнь», ходил на рыбалку на баркасике…
— А в белорусскую глубинку наведываетесь?
— Езжу постоянно, особенно летом в деревню к родителям, общаюсь и там с соседями, знакомыми. Да и, как депутат, в поездках часто бываю, с людьми встречаюсь.
— О чем чаще всего люди просят?
— Вот принято считать, что люди хотят, чтобы все было по закону. Нет, не хотят. Люди хотят, чтобы было так, как хочется им. Условно говоря, из 100 процентов обращений ко мне, как к депутату, примерно 70 процентов — просьбы не о справедливости, а о том, чтобы я сделал лучше им, нарушив закон. Постоянно сталкиваюсь с необразованностью людской и низкой правовой культурой.
— В работе депутатской профессиональные актерские навыки используете?
— Ну, предположим, выступая в парламенте, я не придаю специально голосу театральной страстности, чтобы моя речь лучше легла на депутатские уши. Если она появляется, то от эмоций, от характера человеческого. А вот режиссерские навыки пригождаются. Хотя бы для того, чтобы элементарно выстроить выступление по законам драматургии, с кульминацией, развязкой и т.д. Вообще, режиссерский анализ – это разбор человеческих взаимоотношений, поступков, слов. Он очень помогает разобраться в ситуации, когда к тебе обращаются с проблемами.
— Слышала, что вы давно собираете анекдоты про депутатов. Расскажите какой-нибудь.
— Идет заседание губернской думы. Глава говорит: «Ну что, уважаемые депутаты, у всех уже есть хорошие дома, квартиры, машины?» В ответ: «Да, да». — «У всех родственники пристроены, зарплату хорошую получают?» — «Да, да». — «Все ездят в хорошие путешествия, за границу отдыхать?» — «Да, да». — «Ну тогда пора и о народе подумать». — «Да, да. Душ бы нам по 200 хотя бы».
— Довольно обидный анекдот?
— Но что сделаешь, народ же придумал. Хотя, должен сказать, в смысле материального мнение о весе депутатского кресла, особенно белорусского, сильно преувеличено. Депутат получает гораздо меньше, чем руководитель даже небольшой фирмы, начальник цеха на производстве, не говоря уже о банковских клерках. Например, я получаю зарплату меньше, чем когда-то на должности директора Купаловского театра. У меня нет служебной машины, никаких льгот на проезд, да и целый ряд других ограничений.
— Но в депутатской деятельности не разочаровались?
— Нет. Это интересно. Это мое. Это мне нравится. Что же касается материального, то, согласно Конституции, я имею право на преподавательскую и творческую деятельность. И хоть этим больших денег не заработаешь, семейную казну до уровня прежних лет все же загружаю.
— По театру, сцене не скучаете?
— Не скучаю, потому что иногда ставлю спектакли. И за театральной жизнью, за премьерами слежу, стараюсь быть в курсе. Ведь как знать, может, после депутатской жизни придется быть режиссером, а может, и актером. Поэтому стараюсь не теряться как профессионал, и мне кажется, смогу впрыгнуть обратно в профессию. Все же это моя территория, мой вагон, и я от него, думаю, далеко не отстал.
— Знаю, что вы занимаетесь еще и литературным творчеством.
— Пишу пока в стол. В основном пьесы, рассказы. Собралось уже достаточно, чтобы показать читателю, но никак не получается — все время что-то переделываю, доделываю, кромсаю, и это нескончаемый процесс. Вернувшись спустя два года к тому, что собирался издавать, с ужасом и радостью понимаю, какое счастье, что не стал показывать никому, и начинаю срочно все переделывать. В результате эта каша у меня варится и варится. Но это мое хобби. Оно никому не вредит. Забирает свободное время, которое иногда есть, но и дарит удовольствие.
— Из чего варится ваша каша, какие темы волнуют?
— Волнуют темы любви, взаимоотношений людей. Тема крайней безысходности и то, как человек от этого спасается. Тема огня внутреннего, человеческого. Тема отношений с Богом, с небом, тема веры. Тема поступка, проступка, переживаний. В общем, все, что всегда волновало и волнует людей.
— В кино сниматься не зовут?
— Последнее время нечасто. Наверное, киностудия увеличила цены за аренду помещений, и здесь перестали массово снимать сериалы. Но когда снимали, приглашений было много, и я с большим удовольствием отдавал кусок дня или ночь для этой работы.
— Зато на телевидении вы сейчас заняты плотно, ведете «Белорусское времечко» и свой авторский проект «Страсти по культуре».
— «Страсти по культуре» для меня особенно важны, этой программой я дорожу, вот только пока не удается сделать ее такой, как хочу, изменить формат. Мне хотелось бы в ней обсуждать не поверхностные проблемы, не просто факт – вот мало денег на культуру, дайте еще, а вопросы глубинные, культурологические, сам творческий процесс. К сожалению, часто приходится заниматься поверхностными вещами. Но все же и интересные, откровенные разговоры иногда получаются. Считаю, из 130 программ штук 10 мы сняли очень хороших.
— В парламенте вы возглавляете Постоянную комиссию по информационной политике. Но, выходит, проблемы культуры вам по-прежнему близки?
— Конечно. Я же постоянно ими занимаюсь, и не только в связи с собственным творчеством, но и как председатель Конфедерации творческих союзов, и как председатель Совета Специального фонда Президента по поддержке культуры и искусства.
Так что куда я без нее? Культура – главное, что меня волнует. Вообще, культура – понятие емкое, с ней, считаю, связаны все сферы деятельности. В любом хорошем проявлении я вижу присутствие культуры. И в любом плохом, вредном, бесполезном – ее отсутствие.
— Как считаете, депутатская работа вас изменила?
— Наверное, не мне судить. По-моему, нет. Возможно, появилось больше уверенности, больше осведомленности. Образно говоря, уже знаешь, из чего пекут куличи и как горшки обжигают. Большее количество информации дает большее понимание всей картины жизни — где ввязываться в бой, а где обойтись дипломатией. Но это, наверное, и с возрастом накапливается опыт человеческий.
— Словом, мудреете.
— Наверное, да. И, как говорится, старость, видимо, придет не одна.