От Стокгольма до Пекина

«О спорт! Ты мир!» — это изречение принадлежит отцу современных Олимпийских игр Пьеру  де Кубертену...

«О спорт! Ты мир!» — это изречение принадлежит отцу современных Олимпийских игр Пьеру  де Кубертену. Ему же приписывают и другое изречение: «Главное не победа, а участие». Но так уважаемый барон никогда не говорил. Эту фразу произнес на Олимпиаде в Лондоне в 1908 году местный аббат. Тогда в соревнованиях по марафонскому бегу первым на стадион вбежал итальянец Дорандо Пиетри. Ноги его заплетались,  он направился не в ту сторону, его вернули. На финишной прямой итальянец упал. К нему подбежали судьи, арбитры, журналисты, среди которых был и автор произведений о сыщике Шерлоке Холмсе Конан Дойль. «Вставай! Вставай!» — кричали они. Бегун поднялся и побежал дальше. Но перед самым финишем опять рухнул. А на стадионе появился  американец Джон Хейес.  Не выдержали арбитры. Они вместе  с журналистами подняли Пиетри  на ноги,  и тот пересек финишную прямую. 

Итальянского марафонца дисквалифицировали. Нельзя, чтобы посторонние помогали во время бега. Однако английский король приказал наградить Пиетри почетным кубком. А на службе в церкви аббат произнес знаменитые слова: «Главное не победа, а участие». 

С тех пор минуло немало лет. Олимпийские игры для всех атлетов стали ареной побед. Кто-то хочет завоевать золотую медаль, а кто-то —  просто победить себя. 

— Олимпиада — это нечто особенное, — говорит чемпион Игр-1988 по греко-римской борьбе  Камандар Маджидов. — Ты готовишься к ней не менее четырех лет.  Помню, как в Сеуле выиграл в финале у болгарина Вангелова всего один балл. От радости был на седьмом небе. Все остальные мои виктории как будто бы померкли… 

— Победа на Олимпиаде считается главным достижением атлета, — соглашается чемпион Игр-1964 метатель молота  Ромуальд Клим. —  Там совершенно иная атмосфера. Нередко выигрывает тот, кто на чемпионатах мира и Европы никогда и на пьедестал почета не поднимался. Я ехал в Токио дебютантом, хотя уже и было за тридцать.  Но победил. А в Мехико отправился фаворитом. Однако был лишь вторым.      

В Беларуси 60 спортсменов становились олимпийскими чемпионами. Считается, что наши атлеты впервые участвовали в Играх в 1952 году. Тогда лучшее достижение было у легкоатлета Анатолия Юлина, к сожалению, уже покойного, — четвертое место в беге на 400 метров с барьерами. С ним я не раз встречался. «Для нас в Хельсинки все было экзотикой, — говорил он. — Железный занавес не позволял выезжать в капиталистические страны. И на Олимпиаде я впервые увидел негров. Помню, на дорожку вышел здоровенный чернокожий американец. Ну, думаю, проиграю ему. Дали старт. Рванул и не помню, как финишировал. Этот негр от меня намного отстал. Тогда понял, что и мы, советские, тоже не лыком ши­ты. А в финале не хватило опыта международных стартов. Мог бы запросто выиграть. Безграмотно построил бег и подготовку. На наших ошибках учились другие». 

Через четыре года в Сиднее второе место в метании молота занял  Михаил Кривоносов. Считается, что именно он принес первую олимпийскую медаль Беларуси.   

Почему-то спортивную историю нашей страны начинают с 1917 года. А ведь и до революции белорусские спортсмены успешно выступали в международных стартах. Однако имена многих из них не отражены ни в материалах НОКа, ни в Олимпийском музее. 

Стокгольм. 1912 год. Пятые Олимпийские игры. Команда Российской империи впервые приняла участие в этом спортивном форуме и завоевала четыре награды — две серебряные и две бронзовые. Но была еще одна награда, которую в статистику не заносили.  Кароль Руммель из Гродно участвовал в турнире конников. Он отлично шел по дистанции.  Претендовал на победу. Однако на последнем барьере конь зацепил балку, упал и подмял под себя всадника. Гродненский спортсмен нашел силы забраться на лошадь и закончить дистанцию. После финиша он потерял сознание. С переломами пяти ребер его направили в больницу. За этим наблюдал король Швеции Густав V. Он приказал отлить золотую медаль, которую Руммелю вручили в больнице. А в 1928 году, когда всаднику было 40 лет,  он участвовал в Играх в Амстердаме. Завоевал бронзовую награду. Тогда Кароль представлял Польшу. Но Руммель должен считаться первым белорусским участником Олимпийских игр. 

Кстати, еще один уроженец и житель Гродно, и тоже конник, Адам Круликевич был участником Олимпийских игр в 1924 году в Париже, где  занял третье место в преодолении препятствий. Он также представлял Речь Посполитую. И его награда была первой в истории олимпийского движения в Польше. Хотя в соседней стране многие  считают, что первыми лауреатами на Играх стали велосипедисты, а не белорус Круликевич. Фамилии этих выдающихся олимпийцев нельзя вычеркивать из истории отечественного спорта.  

А мы сейчас по праву гордимся Александром Медведем, победившим в вольной борьбе на трех Олимпиадах, Еленой Беловой, завоевавшей четыре высшие награды, Татьяной Самусенко, которая трижды восходила на высшую ступеньку пьедестала почета, Ольгой Корбут, Владимиром Парфеновичем, на счету которых также по три золотые медали… А гимнаст  Виталий Щербо на турнире в 1982 году в Барселоне завоевал аж шесть наград. 

В 1998 году наш прославленный гимнаст Иван Иванков привез из США толстую книгу. В ней были представлены именитые гимнасты ХХ века. Из белорусов  — Виталий Щербо, Иван Иванков, Ольга Корбут и Светлана Богинская. И каждый атлет своей рукой написал о планах, пожеланиях, мыслях… Так, Корбут написала о том, что спорт укрепляет мир, Иванков — о предстоящей Олимпиаде в Сиднее,  где он хотел успешно выступить.   А Щербо без всякой скромности написал: «Я лучший из лучших. И это так!»     

Конечно, Щербо лучший. И на Олимпиаде он это доказал. А Иван Иванков? В Америке ему благоволили. Он побеждал на чемпионатах мира и Европы, хотя судьи зачастую ставили незаслуженно низкие оценки. На Олимпиаде же Иван не завоевал  ни одной медали. Конькобежец Игорь Железовский занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Он шесть раз становился абсолютным чемпионом мира. Ни у кого ни в одном другом виде спорта нет такого достижения. А на Играх он завоевал всего лишь серебряную и бронзовую медали. Мария Иткина, рекордсменка мира, побеждавшая в очных спорах легендарную американскую бегунью Вильму Рудольф,  стартовала на трех Олимпиадах  — четыре четвертых места!           

— Олимпиада — это своего рода состояние, — философски сказал олимпийский чемпион 1980 года по прыжкам в воду Александр Портнов. — Если нет такого состояния, не будет и успеха. У меня в Москве оно было. И, прыгая с вышки, уже понимал, что выиграю. 

Мне понятно, почему многие наши атлеты перед отъездом в Пекин отказывали в интервью журналистам. Так, попросил главного тренера сборной страны по тяжелой атлетике Анатолия Гончарова организовать встречу с Александром Рыбаковым. Саша — лидер сезона, выигрывает все, что можно выиграть. Но наставник только развел руками: «Он уже двум газетам отказал. Может, не надо тревожить?» Все же договорился с Рыбаковым, потом подумал: стоит ли брать интервью, если у спортсмена нет желания? Лучше встретимся после Олимпиады, когда Саша взойдет на пьедестал! 

Хотелось бы, чтобы все планы белорусских олимпийцев в Китае сбылись. Пусть будут победы и большие, и малые. Пусть каждый превзойдет себя. А мы будем болеть. И тепло встречать атлетов в аэропорту Минска.

На снимке: серебряный призер Олимпиады в Афинах, чемпион мира Андрей РЫБАКОВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter