От Софии до Скорины

Со временем города не только что–то приобретают, но и теряют...

Со временем города не только что–то приобретают, но и теряют. Растут новые микрорайоны, магазины, однако безвозвратно уходят в прошлое храмы, миниатюрные домики в центре. В ХХ веке Полоцк утратил немало: несколько соборов XII — XVIII веков, целые кварталы, любовно выстроенные талантливыми зодчими. В нашем столетии руины обретают вторую жизнь — бережно реставрируются и отстраиваются. На высшем государственном уровне принято решение сохранить все то, что напоминает о главном: Полоцк — первый город на территории Беларуси, столица первого государства на наших землях. Здесь родина Евфросинии Полоцкой и Франциска Скорины. Как сказал поэт, «ад Полацка пачаўся свет». Наш, белорусский свет, мир.


Первое, что бросается в глаза на подъезде к древнейшему городу со стороны Минска, — башни Софийского собора. Храм построен ровно тысячу лет назад. Это больше, чем христианская святыня. Это символ новой эпохи в нашей истории: появления письменности, а значит — основ современной культуры, которая начиналась с летописей, а продолжается эпохой интернета.


София, как зовут церковь местные жители, также символ испытаний, выпавших на долю Беларуси. Храм пострадал в XVI веке — сначала от Ивана Грозного, потом от Стефана Батория, его использовал под пороховой склад Петр I и под хозсклад борцы с религией в «просвещенном» ХХ столетии. На закате советской эры собор отреставрировали, оборудовали концертный зал. Подвалы расчистили и обнаружили фрагменты здания XI века. Теперь здесь археологическая экспозиция. В наши дни весь Полоцк — город–музей.


От Софийского собора я иду по Нижне–Покровской улице меж утопающих в зелени деревянных домиков. Облик этой части города чудом сохранился с позапрошлого столетия — с каменными лютеранской кирхой, Богоявленским собором. В кирхе, правда, не слышно молитв, там краеведческий музей. Но главное — здание уцелело.


Рядом с православным храмом — старинные палаты с толстыми стенами и полукруглыми окнами. Здесь — музей книгопечатания, единственный в стране.


Еще несколько лет назад Нижне–Покровская носила имя Ленина, а проспект Франциска Скорины — Карла Маркса. Полоцк стал одним из немногих городов страны, где решились на вполне логичный шаг: придать улицам то звучание, которое гармонирует с местными реалиями. И кто бы стал с этим спорить? Таких не нашлось.


В Полоцке — центр Европы. Это доказано специальными расчетами сотрудников Белаэрокосмогеодезии.


Здесь уцелел в неприкосновенности храм XII века, построенный по велению преподобной Евфросинии. Ее предками были легендарные князь Рогволод и Владимир — креститель Руси. Она — первая святая на Руси. Храм, основанный Евфросинией, расписан еще в XII веке византийскими мастерами — от пола до купола. И сегодня мы можем прикоснуться к мощам преподобной, увидеть фрески. Спустя 800 лет. Не чудо ли?


Появление на свет Франциска Скорины именно в Полоцке — только ли дело случая? Явившись на свет в самом древнем городе Белоруссии, он еще более прославил его, напечатав первую нашу книгу — «Библию руску».


Несколько десятилетий назад в центре города, напротив гостиницы «Двина», появился памятник Скорине. Сейчас в монументах увековечены Евфросиния Полоцкая, Всеслав Чародей, Андрей Ольгердович, Симеон Полоцкий. Может быть, я кого–то не упомянул, но уж точно никто не забыт самими горожанами.


Приходит помощь в Полоцк и из–за рубежа: по проекту Союзного государства восстановлен монумент в честь воинов 1812 года.


* * *


С размахом с 25 мая по 5 июня Полоцк отпразднует 1150–летие со дня рождения, а если точнее — первого его упоминания в летописи. «Вероятно, город существовал и ранее, — не сомневается Денис Дук, завкафедрой отечественной и всеобщей истории Полоцкого госуниверситета. — Материалы раскопок это подтверждают».


— 1150–летие Полоцка — не только общенациональное, но и международное событие, — председатель горисполкома Александр Позняк чувствует ответственность и честь за то, как пройдут эти дни. — В концепцию празднования положены три тезиса: Полоцк — колыбель белорусской государственности, духовно–просветительский и культурный центр, современный европейский город. В программе не только концерты, ярмарки, но и международная научно–практическая конференция «История и археология Полоцка и Полоцкой земли», фестиваль «Шедевры мирового искусства у стен древней Софии», фест средневековой культуры «Рубон».


Мэр гарантирует: гостиниц и кафе хватит на всех. Остановиться можно как в Полоцке, так и в соседнем Новополоцке. В прошлом году в обоих городах побывали 250 тысяч туристов, 55 тысяч паломников. Но это не предел. В ближайшие годы появится еще больше объектов туристической инфраструктуры.


Александр Косинец, председатель Витебского облисполкома, ставит цели на перспективу:


— Разработана концепция развития инфраструктуры исторических районов древнейшего города. На ее воплощение понадобится 2 триллиона рублей. К этому делу нужно привлечь инвесторов, а в 2015 году работы завершить.


Концепция одобрена Президентом и кардинально изменит облик исторической части Полоцка. На Верхнем замке, вокруг Софийского собора, археологи раскроют покоящиеся под толщами земли здания минувших эпох, а сохранившиеся на поверхности памятники «перепрофилируют» под нужды гостей. Будет воссоздано здание базилианского монастыря, разрушенное в начале ХХ века, — здесь откроют центр современного искусства. Появится прочный деревянный пешеходный мост, соединяющий Верхний замок и Заполотский посад.


* * *


Нынешние торжества — не кульминация работ по возрождению величия нашей первой, исторической столицы.


— Полоцк и Новополоцк со временем станут одной мощной административно–территориальной единицей, — прогнозирует Александр Позняк. — В Полоцке проживают 85 тысяч, в Новополоцке — 105 тысяч человек. Между ними всего 7 километров: города строятся, расширяются, буквально смотрят окна в окна.


Новополоцк — центр нефтеперерабатывающей индустрии. Это город больших денег. Полоцк — центр высокой культуры. Финансы и духовность не противоречат друг другу, наоборот — в их союзе залог процветания будущего мегаполиса. Смогла бы Евфросиния строить храмы, а Скорина издавать книги без «злата и сребра»?


Покидая Полоцк, бросая последний взор на высокие барочные башни Софийского собора, массивные стены бывшего иезуитского коллегиума, поднятого из руин и ставшего современным университетом, я знал, что, вернувшись сюда вновь, увижу совсем другой город. Благодаря тем средствам, которые вкладывает государство в его возрождение.


Вопрос не в том, окупятся ли «взносы». От Полоцка начинался наш «белорусский мир», здесь закладывались основы национальной государственности и духовности. Сюда, а не к соборам и музеям Вильнюса, Киева и Москвы должен в первую очередь приезжать каждый белорус. «Каб душою ты стаў чысцей. I не страцiў святое штосьцi».


Полоцк — Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter