От смешного до великого безрассудства – один шаг

Белорусы изобретают вечный двигатель, разрабатывают проекты вавилонских башен и бьются над загадками ВселеннойВ конце прошлого года профессору, доктору физико-математических наук, главному научному сотруднику Института физики имени Б.И.Степанова Национальной академии наук Евгению Толкачеву пришлось разрешать спор двух заключенных колонии строгого режима.

Нас всех учили. Понемногу

«Коллеги» поспорили о том, насколько быстро распространяется ток: со скоростью света или со скоростью переноса заряда. Вопрос, действительно, непростой. Если ток – это,
как учат в школе, направленное движение заряженных частиц, то почему лампочка загорается сразу вслед за щелчком выключателя, а не после того, как частицы «доползут» от
электростанции до вашей квартиры?
— Один из спорщиков полагал, что ток распространяется со скоростью света, — рассказывает Евгений Толкачев. — Я его похвалил, отметил, что у него был хороший учитель физики. Провода линии электропередачи — это действительно “рельсы”, по которым бежит электромагнитная волна. При распространении переменного тока заряженные частицы вовсе никуда не идут, а колеблются с определенной частотой, передавая энергию друг другу. Затем пришло письмо от второго участника пари: как же так, ведь в школе нас учили по-другому! Я и его похвалил, объяснив, что он прав, если речь идет о постоянном токе: там заряды идут от одного полюса к другому. Адресаты в конце концов согласились, что пари было некорректным. В завершение спора мы с ними обменялись новогодними поздравлениями. Для меня эта переписка была бальзамом на сердце, потому что с воли такие интересные вопросы поступают очень редко.
Евгений Толкачев — физик-теоретик и заместитель председателя  рабочей группы по проведению экспертизы предложений, поступающих в НАН Беларуси и претендующих на статус новых открытий, основанных на пересмотре современных научных представлений. Ежегодно лично он отвечает на 30—40 писем от изобретателей вечного двигателя, авторов фантастических проектов и ученых-самоучек, утверждающих, что именно им вдруг открылась тайна происхождения Вселенной.
С двигателями мой собеседник разбирается быстро. На его столе лежит книга Артура Орд-Хьюна “Вечное движение. История одной навязчивой идеи”. Это сборник моделей вечных двигателей, созданных за всю обозримую историю человечества. Ученый находит в книге аналог присланного образца и отсылает автора к первоисточнику — для разбора ошибок.
С учеными, открывающими загадки Вселенной, сложнее. Недавно один из них прислал в НАН (копия — в Совет Министров) “гипотезу № 61”, по сути — авторскую версию происхождения Солнечной системы. Якобы планеты прилетали из космоса и захватывались Солнцем. Подтверждение — толстая корка “космического льда”, которым покрыты горы Антарктиды.
— Объясняю человеку, что под антарктическим льдом находят останки животных и  тропической растительности, ведь некогда Антарктида составляла единое целое с нынешней Африкой, но ему этот аргумент не кажется убедительным. К сожалению, многие авторы, претендующие на пересмотр научных представлений, не только весьма смутно представляют себе современную научную картину мира, но и делают ошибки в школьных формулах. Проблема в школьном образовании. Представление о пространстве и времени, не говоря уже о формирующей их материи, у выпускников школ застряло где-то между ХVII и ХIХ веками. А природа устроена иначе.
Любой из нас, например, знает, что биологические часы идут по-разному — минута разочарования намного дольше минуты славы. А знаете ли вы, что ход любых физических часов тоже не одинаков и зависит от их состояния? Если завести два будильника на одно время и одни часы оставить в комнате, а вторые отправить в полет на самолете, первые просигналят раньше. Сверхточные квантовые часы на вершине горы идут не так, как такие же у ее подножья. Учет гравитационной поправки позволил создать космические системы глобального позиционирования. Но познакомьте меня с учителем физики, который рассказывает об этом на уроках! Общество “Знание” былой популярности не имеет, научно-популярная литература в стране почти не издается, материалы на научную тематику практически исчезли из СМИ, а единственная телепередача об отечественной науке идет в 7 утра в выходной день. Вот и пытаются пытливые от природы белорусы уместить в прокрустово ложе школьных знаний почерпнутую в Интернете информацию.

Что рождает сон ума?

Один из авторов пришедшего в Академию наук письма предлагает масштабный проект: построить на Новолукомльской ГЭС сооружение по типу градирни высотой 500 метров.
По его мнению, это позволит получать дополнительную энергию, а также привлечет в Беларусь большое количество туристов. “Инженеру” корректно ответили, что строительство таких грандиозных установок требует модельных экспериментов, на которые вряд ли найдутся средства в бюджете нашей страны. Еще одну “стройку века” предлагает начать в Беларуси один из российских водочных королей. Ему нужны ни много ни мало, а земля под город Наукоград и деньги для строительства его инфраструктуры. Взамен обещает открыть нашей стране нескончаемые источники энергии.
От смешного до великого безрассудства один шаг. На последнем в истории заседании советского правительства был закрыт ввиду бесперспективности научный проект, направленный на поиски бесконечной скорости. На самом деле предел скорости движения физических тел известен: это скорость света в вакууме. Но исследования обошлись государству в 400 миллионов полновесных советских рублей, и после развала Союза авторы исследования нашли этим деньгам хорошее, хотя и ненаучное, применение.
— Правительства всех стран наступали на эти грабли, — говорит Евгений Толкачев. — Франция, например, за несколько сот тысяч франков “купила”  некий способ поиска нефти с самолета. Вокруг Москвы выросло несколько сооружений по типу пирамид. Число желающих поправить здоровье в пирамидах настолько велико, что владельцам аттракционов пришлось объявить, что постоять рядом с сооружением тоже полезно. Президент одной из постсоветских стран, не считаясь с расходами, построил зал заседаний конгресса в виде пирамиды.
Пирамиды, напомнил мне собеседник, строились в Древнем Египте с целью направить усопших фараонов в область вечной жизни. Кормилец Нил течет с юга на север, к Полярной звезде. Географически страна расположена так, что звезды вокруг Полярной никогда не заходят, поэтому область вечной жизни, в представлении египтян, находилась именно там.
— Замещающие научную картину мира суррогатные представления очень опасны, — говорит Евгений Толкачев. — Они несут в себе черты языческого мировоззрения и непоколебимую веру в то, что всем в мире можно управлять. Пару лет назад к нам попало письмо двух уважаемых в стране людей, докторов медицинских наук. Оно было адресовано Президенту страны и содержало просьбу поддержать некую общественную организацию, которая взамен обещает пропагандировать идеи господина Грабового.
Григорий Грабовой — российский “оккультный маг”, утверждающий, что он и есть второе пришествие Христа. Широкую известность приобрел после Бесланской трагедии: пообещал убитым горем женщинам воскресить их детей. Кажется, до него замахивался на воскрешение лишь “белый маг” Юрий Лонго, но он, несмотря на свои способности, банально умер.
— Наша экспертная группа — всего лишь часть иммунной системы науки, — утверждает Евгений Толкачев. — Ее цель — уберечь культуру и образование от поражения вирусами псевдонауки, помочь государственным органам избежать инвестирования средств в прожекты, на первый взгляд безумно привлекательные, а на самом деле — просто безумные. Жаль, конечно, что нет исследовательских структур, профессионально изучающих проблемы околонаучного и антинаучного знания. Но и так ясно, что при отсутствии научных редакций или отделов в средствах массовой информации, без привлечения в качестве консультантов ученых с кругозором, умеющих говорить о науке популярно и желающих это делать, мировоззренческая функция науки будет утрачена обществом, а вместе с ней падет и престиж науки.
Низкий престиж научной деятельности — проблема, которую видят и пытаются решать все цивилизованные страны. Если молодежь не идет в науку, это грозит стране потерей суверенитета. А в Англии только 5 процентов учеников выбирают  физику для изучения в старших классах, в США более половины выпускников школ получают знание физики без формул. Поэтому в Великобритании стали проводить национальные фестивали науки, в Америке распространены научные музеи, все экспонаты которых можно трогать и запускать, а во Франции открыты научные кафе, в которых можно выпить чашку кофе и поговорить при этом со светилами науки. У нас в стране тоже немало делается для привлечения в науку молодежи. Но массовое образование, увы, становится все более средним. 
— Вы не верите в озарение? — огорчилась за сотни по-настоящему увлеченных наукой, но не блещущих образованием соотечественников я.
— Верю, — успокоил Евгений Толкачев. — Все открытия делаются случайно, но не случайными людьми. Дверь в неизведанное открывается перед теми, кто изведал вкус знания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter