От смелых надежд — к оправданным ожиданиям

Такой путь проходят в ГрГУ им. Янки Купалы одаренные молодые люди

Такой путь проходят в ГрГУ имени Янки Купалы одаренные молодые люди

Станислав Соболевский окончил среднюю школу за десять лет. Его учителем математики был профессор ГрГУ имени Янки Купалы доктор физико-математических наук Иван Платонович Мартынов. В 1994 году Станислав стал студентом университета, который также закончил на год раньше. Затем он поступил в аспирантуру и под руководством профессора Мартынова досрочно в 21 год защитил кандидатскую, а в 30 лет – докторскую диссертацию. Сейчас Станислав Леонидович – директор Института непрерывного образования БГУ.

Такой пример привел ректор ГрГУ профессор Евгений Ровба, выступая перед участниками республиканского форума «Талантливая молодежь – будущее страны», прошедшего недавно на базе купаловского университета. Эта история ярко продемонстрировала, как с помощью неравнодушных педагогов и в рамках налаженной системы работы с одаренными молодыми людьми можно растить талантливых ученых, специалистов, способных двигать науку и развивать потенциал родной страны.

В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы есть немало интересных наработок, эффективность которых подтверждена конкретными результатами.

– В 2009 году 137 наработок наших студентов были отмечены на Республиканском конкурсе студенческих работ, – рассказывает ректор ГрГУ Евгений Ровба. – Четверым аспирантам – Сергею Заневскому, Татьяне Андреевой, Анастасии Каревой и Марии Ошмянчук назначены стипендии Президента Республики Беларусь. Студенты Ирина Алесчик и Александр Шпаков, аспиранты Сергей Морозов и Татьяна Скоробогатая выиграли грант Министерства образования на проведение научных исследований.

Все это – результаты системной, продуманной работы по поддержке одаренной молодежи. Эта система выстроена на основе государственной программы «Молодые таланты Беларуси» на 2006—2010 годы, в соответствии с которой действует университетская программа работы с талантливой и одаренной молодежью на 2008—2012 годы.

– Ее начало – в целенаправленной проф-ориентационной деятельности, в сотрудничестве с конкретными школами, лицеями, гимназиями, колледжами, в привлечении подающих надежды абитуриентов, – поясняет ректор. – Совместно с Гродненским облисполкомом мы создали областной координационный совет, цель которого – обеспечить комплекс условий и средств, направленных на поиск, поддержку и развитие одаренных учащихся. Это мониторинг, помощь школам в подготовке педагогов к работе с одаренными детьми, обучение школьных учителей, а также работа с самими детьми (в том числе – по подготовке к областным и республиканским олимпиадам), создание ресурсных центров на базе школ.

В самом университете создан для талантливых детей, их родителей и педагогов центр дистанционного образования «Инсайт». Сотрудники центра оказывают консультативную помощь по определению проблем в работе с одаренными детьми, а также поиску путей их решения. Центр организует собственные виртуальные олимпиады, в которых принимает участие более 4 тысяч учащихся.

Получить талантливого студента – уже удача. Однако в вузе хорошо понимают, что это еще и большая ответственность. Как перед самими молодыми людьми, так и перед обществом, государством. Ведь именно пять лет учебы определят, какими специалистами, профессионалами станут юноши и девушки, наделенные способностями, насколько будет развит и впоследствии использован заложенный природой потенциал.

– Для этого вуз располагает достаточно современной учебной и научной базой, – считает Евгений Алексеевич. – В университете более полутора тысяч компьютеров, 40 компьютерных классов, 6 интернет-центров, открывающих доступ к необходимой информации как во внутренней, так и во внешних сетях, 64 мультимедийные установки, широко используемые в учебном процессе, электронная библиотека.

А для тех, кто всерьез увлекается наукой, открывается более ориентированное поле деятельности. Студенты активно вовлекаются в научные исследования, которые выполняются по заданиям научных программ и грантов, участвуют в работе учебно-научных центров, аккредитованных научно-исследовательских лабораторий. В 2009 году 151 студент принимал участие в выполнении научных разработок в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

К примеру, в созданном в нынешнем году учебно-научно-производственном центре «Технолаб» будущие физики под руководством кандидата физико-математических наук Александра Василевича трудятся над созданием лабораторных практикумов с использованием универсального измерительно-управляющего комплекса, также разработанного в университете. Целый ряд инновационных разработок выполнен с участием студентов в совместном с ОАО «Белкард» учебно-методическом центре «Промагромаш». В биохимической лаборатории идет работа над созданием растительных пищевых добавок и ароматизаторов, в НИЛ динамики, прочности и износостойкости проводятся испытания материалов.

Другой пласт вовлечения студентов в науку, творчество – кружки по интересам. Всего в университете их 154, среди них ориентированных на науку — 56. И именно кружки дают старт развитию многих неординарных молодых людей, являясь тем самым первичным звеном, где они получают шанс проявить свои способности.

Блестящий пример тому – исторический научный кружок «Ника», действующий уже 55 (!) лет. Его школу прошли более трехсот человек, многие продолжили свой путь в науке. Бывшие кружковцы – член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси профессор Михаил Костюк, доктора исторических наук профессора Владимир Михнюк, Светлана Морозова, Вячеслав Швед, Светлана Сельверстова. «Ника» продолжает работать, воспитывая новое поколение историков, и в 2007 году была отмечена премией Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Тех же, кто местом выражения своих талантов считает сцену, в университете объединяет центр творчества. Многочисленные кружки, творческие коллективы собирают талантливых ребят. Четыре университетских коллектива – СТЭМ «Вернисаж», эстрадный оркестр «Каприз», коллектив эстрадного танца «Univer-dance», клуб славянских единоборств «Аридан» — носят звание «народный».

— Если говорить о возможностях, открывающихся перед талантливой молодежью, то нельзя не сказать о физической культуре и спорте, в том числе спорте высоких достижений, — продолжает Евгений Алексеевич. – У нас есть собственный стадион, два поля для мини-футбола, 8 спортивных и 6 тренажерных залов, 4 теннисных корта. Достигаются и высокие результаты: в ГрГУ вырастили 5 олимпийских чемпионов, 4 призеров Олимпийских игр. Среди них Елена Волчецкая, Ольга Корбут, Александр Курлович, Иван Тихон. Сегодня 55 наших студентов входят в состав национальных сборных команд Беларуси.

– Одной из главных своих задач мы считаем ориентацию одаренной молодежи на будущую работу в своей стране, – подчеркивает Евгений Ровба. – Конечно, здесь велика роль патриотического воспитания, и в этом плане в вузе делается немало. Но, пожалуй, главным фактором становятся открывающиеся перед молодыми специалистами широкие возможности. Жизнь в Беларуси все более привлекательна для молодых, здесь они находят себе достойное применение, получают за труд хорошее вознаграждение. И мы помогаем им найти свое место именно в нашей стране. Прежде всего в Гродненской области.

Приведу такой оптимистический факт: в последние годы практически прекратился отъезд на работу за рубеж молодых программистов. Почему? Да потому, что наладилось тесное сотрудничество с отечественными и иностранными IT-компаниями, которые работают в нашей стране. Примеры тому — тесное сотрудничество с компаниями — резидентами Парка высоких технологий (ПВТ) и членами ассоциации «Инфорпарк», с иностранным предприятием EPAM System, работа учебной лаборатории систем и технологий автоматизации управления предприятием, где проводится обучение студентов на основе совместных образовательных проектов университета, предприятий «СофтСервис» и «ИнтэксСофт», взаимодействие с Парком высоких технологий в деле создания регионального белорусско-индийского учебного центра в области информационных и коммуникационных технологий.

Юноши и девушки знают: после получения диплома им гарантированы интересная работа и приличная зарплата.

Такой подход касается не только программистов. Вне поля зрения не остается ни один хорошо зарекомендовавший себя студент. Каждому из них по окончании учебы предлагаются варианты трудоустройства, в том числе и в ГрГУ.

На снимке: ректор ГрГУ Евгений Ровба поздравляет студентку факультета математики и информатики Татьяну Курсову — стипендиата Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, победителя республиканской олимпиады по математике.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter