Приехав в Минск с десятком предложений о сотрудничестве, свердловчане вернулись домой с конкретными договоренностями по тридцати семи совместным проектам

От слова – к делу

Приехав в Минск с десятком предложений о сотрудничестве, свердловчане вернулись домой с конкретными договоренностями по тридцати семи совместным проектам

В состав свердловской делегации, побывавший в Беларуси на прошлой неделе, вошло почти сто человек, и столь представительный десант уральцев высадился на белорусской земле впервые.

Соглашение о намерениях подписывают генеральный директор  ОАО “Синара — Транспортные Машины” Евгений Гриценко  и генеральный директор ОАО “БелАЗ” Петр ПархомЧик.

Соглашение о намерениях подписывают генеральный директор  ОАО “Синара — Транспортные Машины” Евгений Гриценко  и генеральный директор ОАО “БелАЗ” Петр Пархомчик.


Начался визит со встречи свердловского губернатора Евгения Куйвашева с Президентом Беларуси, в ходе которой стороны подтвердили  готовность к развитию сотрудничества, благо есть много точек соприкосновения, а главное – взаимная заинтересованность по целому ряду конкретных направлений. Товарооборот в полмиллиона долларов по итогам прошлого года не устраивает  ни Минск, ни Екатеринбург. «Я абсолютно уверен, что в результате вашего визита мы выйдем на конкретные договоренности, которые обеспечат расширение всесторонних связей Беларуси и Свердловской области», – сказал Александр Лукашенко.

Так оно и вышло. Если свердловчане ехали в Минск с десятком предложений о сотрудничестве, то вернулись в Екатеринбург с договоренностями по реализации более тридцати совместных проектов. В их числе весьма важные не только для роста экономики каждой из сторон, но и для обеспечения национальной безопасности Беларуси и России.
Одним из таких проектов премьер-министр Михаил Мясникович назвал договоренности  свердловского ОАО «Синара – Транспортные Машины» и Белорусского автомобильного завода по установке на карьерных самосвалах «БелАЗ» уральских двигателей. Сейчас новый двигатель серии ДМ-185 проходит стендовые испытания, а в третьем квартале следующего года состоится его опытно-промышленная эксплуатация на белорусском самосвале на одном из горнодобывающих предприятий Российской Федерации. Старт серийных поставок мотора запланирован на 2017–2018 годы. «Для наших стран это элемент национальной безопасности. Такие государства, как Россия и Беларусь, не могут зависеть от внешних поставок, нам нужно больше кооперации, больше совместных предприятий. Именно они обеспечивают устойчивость сотрудничества, выводят его на новый уровень», – считает  Михаил Мясникович.

К слову, БелАЗ – давний и надежный партнер свердловчан. Сегодня на металлургических предприятиях и в карьерах области работает около полутысячи белорусских богатырей грузоподъемностью 30–55 тонн. Принципиально важно и то, что каждая машина, переданная потребителю, остается в зоне внимания специалистов предприятия на протяжении всего ее жизненного цикла. Именно для этого в городе Березовском Свердловской области в декабре позапрошлого года был создан Центр технической поддержки «БелАЗ-Спецмаш».

Во время встречи в белорусском правительстве Михаил Мясникович предложил Евгению Куйвашеву вместе проработать возможность создания и совместного с БелАЗом кластера по производству систем карьерных машин: «Мы делаем хорошие карьерные самосвалы, у вас «Уралмаш» производит мощные экскаваторы. И если дополнить эти главные позиции соответствующим «шлейфом» других карьерных машин, например, погрузчиками и некоторой специальной техникой, мы можем создавать мощные опорные комплексы для разработки карьеров». Заинтересованность в таких комплексных поставках у заказчиков есть.

Сугубо практичный интерес привел свердловчан и на другой белорусский автогигант – Минский автомобильный завод. Екатеринбург готовится принять игры чемпионата мира по футболу в 2018 году и к своему 300-летию. К этим событиям власти области планируют закупить много новых автобусов и коммунальной техники. Причем, как подчеркнул Евгений Куйвашев, это будут лучшие образцы техники, которая производятся  на территории стран Таможенного союза. А свои преимущества автобусы МАЗа наглядно  показали россиянам во время Олимпийских игр в Сочи, заслужив только хорошие отзывы.

При подготовке к чемпионату мира по футболу свердловчанам может быть полезен также белорусский опыт строительства бетонных дорог. Беларусь уже отладила весь производственный процесс, и первые проекты, осуществленные по этой технологии, хорошо себя зарекомендовали. Эту тему Евгений Куйвашев обсуждал с министром транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолием Сиваком. По мнению сторон, развитие транзитных перевозок в рамках ЕврАзЭС должно стать одной из ключевых точек роста экономического сотрудничества. Исходя из этого, обсуждались  перспективы использования возможностей Минского авиаузла, да и всей транспортной инфраструктуры Беларуси для осуществления транзитных перевозок пассажиров и грузов.

Свердловская область является одним из лидеров российского транспортного машиностроения, причем эта отрасль в последние годы стала одной из важнейших и быстрорастущих в регионе. Поэтому сегодня свердловчане заинтересованы как в экспорте электровозов, тепловозов, вагонов, путевой железнодорожной техники, тренажеров, так и в  импорте комплектующих из Беларуси. Министр и губернатор договорились о создании рабочей группы по выработке и реализации проектов в транспортной сфере. Первое ее заседание планируется провести уже в первом квартале следующего года.

Перспективу совместной работы наметили «Белэнерго» и Уральский турбинный завод. Белорусские  энергетики имеют большой опыт эксплуатации продукции уральского завода на минских ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4, Новополоцкой ТЭЦ, Могилевской ТЭЦ-2, Мозырской ТЭЦ. Российские турбины зарекомендовали себя исключительно хорошо. Но в последние годы рабочие контакты между уральскими и белорусскими энергетиками почему-то нарушились. «Этот период закончился, мы возвращаемся в Беларусь, чтобы плотно и много работать, – прокомментировал достигнутые договоренности генеральный директор российского завода Михаил Лифшиц. – По двум проектам – реконструкции Минской ТЭЦ-3 и модернизации турбины Гродненской ТЭЦ-2 – завод уже готовит свои предложения на конкурс. Одновременно анализируем перспективу поставок запасных частей и рынок сервисных услуг».

Первый заместитель председателя Гомельского облисполкома Болеслав Пирштук и президент группы компаний «Пенетрон-Россия» Игорь Черноголов поставили подписи под протоколом о намерениях по организации совместного производства импортозамещающих гидроизоляционных материалов. Достигнут ряд других договоренностей, которые касались  поставок продовольствия, техники для заготовки леса, дорожно-строительной отрасли, совместного  производства станков, сельхозмашин и оборудования, совместной работы по  реализации государственной политики в области энергосбережения, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, утилизации твердых бытовых отходов, использования местных видов топлива.

Важным шагом в придании двусторонним отношениям плановости и системности стало создание Совета делового сотрудничества, первое заседание которого прошло в рамках визита. Отныне он  будет ежегодным, проходя поочередно в Беларуси и  в Свердловской области. Евгений Куйвашев выразил общее мнение: «Совет придаст более конкретные очертания проектам, которые реализуются сегодня, и тем, которые нам интересны в перспективе».

Николай ФЕДОРОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter