От «скорых» до самолетов?

В СЭЗ «Витебск» скоро скоро начнут делать спецавтомобили

В регионе скоро появятся заводы по производству специальных автомобилей и не только

Скажете, что это лишь мечты? Вовсе нет. Первая продукция, собранная на временных площадях, уже проходит процедуру сертификации. А буквально через месяц-два начнется строительство собственной производственной базы.

Как рассказал «Р» глава администрации свободной экономической зоны «Витебск» Сергей Сташевский, в настоящее время в качестве резидентов в Придвинье зарегистрированы два субъекта хозяйствования, которые будут работать в отрасли автомобилестроения. СООО «Грандискар» уже выпустило несколько машин скорой помощи. Современные автомобили с учетом специфики эксплуатации оборудованы всем необходимым для комфортной перевозки больных и оказания медпомощи прямо в пути. Сделаны они на базе автомобиля «форд» и, в отличие от привычной «газели», очень удобны для использования. В настоящее время ведутся переговоры о сотрудничестве с итальянской фирмой, производящей специальные авто. Так что качество работ гарантировано.

Кстати, в первую очередь заводчане предлагают модернизировать отечественный парк «скорых», но эти машины будут очень даже востребованы и за рубежом. В настоящее время спецавтомобили для отрасли здравоохранения закупаются или в России, или в Европе. Витебское «переобмундирование» снизит стоимость ввозимого из иностранных государств спецавтотранспорта примерно на 30—40 процентов.

«Скорые» далеко не единственное ноу-хау. Возможности резидента широки. Сейчас на предприятии по спецзаказу уже изготовлены четыре машины для погранвойск на базе «Фольксвагена-Крафтера». При оборудовании этих автомобилей спецназначения также удалось соблюсти все пожелания заказчиков, которые, без сомнений, поспособствуют более эффективному несению службы по охране государственных границ.

Второе предприятие, СООО «Натрикс», будет специализироваться на сборке с нуля дорожно-строительной техники, аналогов которой в Беларуси не производят. Это современные мощные агрегаты, способные снимать дорожное полотно, и автоматизированные асфальтоукладчики, работающие без привычных нам тяжеловесных тракторов-катков. Новые машины благодаря отечественной сборке также обойдутся для дорожников Беларуси значительно дешевле.

— Все наши резиденты (а их в настоящий момент насчитывается тридцать семь) активно используют инновационные технологии, — рассказывает Сергей Сташевский. – Они заинтересованы в том, чтобы как можно больше продукции уходило на экспорт. В минувшем году, например, свыше 69 процентов всех производимых предприятиями СЭЗ товаров экспортировано в 20 государств ближнего и дальнего зарубежья. Среди основных потребителей – Россия, США, Велико-британия, Корея, Китай, Германия, Латвия, Литва, Эстония и даже Эквадор. Мы поставляем туда самые разнообразные товары – от мясных изделий до сжиженного газа. Предприятия СЭЗ выпускают детскую одежду, широчайший ассортимент бытовой техники, медицинское оборудование, средства защиты растений, ветеринарные препараты, системы водоочистки, оборудование для добычи нефти и газа, мебель и многое другое. Так что нам есть что предложить иностранным партнерам.

В минувшем году к резидентам свободной экономической зоны прибавилось шесть предприятий, в нынешнем – еще два. Каждый из них ищет свою нишу, а потому и перечень новых видов продукции неуклонно расширяется. Например, вот-вот в Витебске появятся свои собственные термоизоляционные материалы, незаменимые при утеплении фасадов домов. Очень востребованными на рынке оказались мебель для ресторанного бизнеса, упаковочные материалы для пищевой и промышленной продукции. Интересен польский проект, в ходе реализации которого витебские обувщики смогут на месте приобретать основу для производства обуви – так называемые подошвы. Этим делом займется иностранная фирма «ПолСтэп», работающая по программе импортозамещения.

География стран-инвесторов очень широка: Беларусь, Россия, Канада, Америка, Германия, Латвия. Инвестиции есть даже из неведомого многим государства Белиз – самой малонаселенной страны Центральной Америки. Очень активно работают в Беларуси польские бизнесмены — в состав СЭЗ «Витебск» входят четыре предприятия с польским капиталом.

— Интерес к стране в целом и Витебской области в частности со стороны зарубежных инвесторов растет, — отмечает Сергей Викторович. — Сегодня Беларусь стала своеобразным мостом на пути к России и Казахстану. В то же время условия для ведения бизнеса здесь наиболее выгодные, более действенные преференции по налогам и таможенным платежам.

В настоящее время на предприятиях СЭЗ в общей сложности трудится более 8 тысяч человек. Свыше 600 новых рабочих мест здесь было создано в минувшем году, почти 100 — в нынешнем. Сегодня территория свободной экономической зоны расширена за счет Орши, Барани, Болбасова, Витебского района. Скоро в ее состав войдет и территория одного из субъектов хозяйствования Новополоцка.

Как удается бороться с валютными трудностями резидентам в нынешних непростых экономических условиях, когда немалую часть комплектующих и материалов приходится покупать за рубежом? Как оказалось, предприятия СЭЗ уже давно подготовились к подобным «катаклизмам» непредсказуемого рынка: в 2010 году здесь впервые за последние годы было получено весомое положительное сальдо. Разница между экспортом и импортом составила 15,7 миллиона долларов. Благодаря эффективному ведению хозяйства и дальновидной финансовой политике начиная с 2008 года расходы на импортные поставки (включая покупку оборудования) остаются на одном и том же уровне. А вот доходы от экспортных операций неуклонно растут. За первые два месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого экспортные поставки увеличились почти на 20 процентов, положительное сальдо – 2 миллиона долларов.

«…Ну а где же самолеты?» — спросите вы. Пока это только идея – организовать в Витебске выпуск авиационной техники сельскохозяйственного, спортивного и учебно-тренировочного назначения. В мире всего несколько фирм занимаются производством легких самолетов. Продукция, вне сомнений, была бы востребована. Дело, как говорится, за малым: желающие заняться данным видом бизнеса есть, не будет проблем и с поиском соответствующей базы — нужны опытные партнеры-консультанты.

Что ж, зачастую хорошие идеи очень быстро воплощаются в жизнь. Главное – уметь мечтать и добиваться поставленных целей. У СЭЗ «Витебск» это получается…

На снимке: вот такие автомобили придут из Придвинья в белорусские учреждения здравоохранения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter