Среди героев премьер этого сезона много великих белорусов

От Скорины до Купалы

В эти выходные в Беларуси откроется новый театральный сезон. Уже который год подряд первыми на сцену, не дожидаясь сентября, выйдут артисты Русского театра. Мы заглянули за кулисы некоторых храмов Мельпомены и готовы рассказать вам о грядущих премьерах.

Скорина_b.jpg

Выпустив «Песняра», режиссер Национального академического драматического театра имени Горького Валентина Еренькова как будто затаилась, выжидая окончания потока рецензий. Прошло почти два года, и вот вам настоящая бомба! Да, Валентина Григорьевна сама так и говорит о спектакле «Тестостерон». Почему? Потому что такой откровенный текст вряд ли когда-нибудь звучал с белорусской академической сцены. Это мужская история, которую придумал поляк Анджей Сарамонович. Если кратко: невеста сбежала со свадьбы, жених кипит от бешенства, но столы уже накрыты, поэтому банкету быть! О чем будут говорить в исключительно мужской компании, догадаться несложно. 

Этот спектакль с успехом идет уже во многих странах мира: проблемы отношений-то у всех одинаковые. Думается, и в Минске его ждет успех, тем более что актерский состав ого-го! Сергей Чекерес, Павел Евтушенко, Сергей Юревич, Сергей Жбанков, Андрей Сенькин, Владимир Глотов и молодой актер Антон Недбай.

В творческих планах коллектива также премьера, которую воплотит народный артист Беларуси Борис Луценко, под рабочим названием «Лисистрата».

А вот Большой не собирается томить публику ожиданием премьер, а 4 сентября сразу открывается веселой оперой «Свадьба Фигаро» Моцарта. Это будет уже вторым приношением театра широко отмечаемому во всем мире 260-летию со дня рождения В.А. Моцарта. Режиссер-постановщик — главный режиссер московского Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского Михаил Кисляров:

— В спектакле, который я ставлю, получается, что главным героем является граф. Если бы не было его двойных стандартов, не было бы этой истории. Именно вокруг двуликости на фоне любви, чувств, весны, открытых сердец, желания уединиться, любить, быть влюбленным и так далее и строится вся постановка. В большинстве своем она будет классической, без модных и неожиданных находок. Каждое произведение требует своего решения, и «Свадьба Фигаро» не нуждается в неадекватных режиссерских вариантах, в ней достаточно того, что ассоциируется с нашей жизнью. Двойные стандарты в этом ряду — ведь когда двое решают проучить третьего и им это удается хотя бы на сцене, можно рассчитывать на определенное зрительское удовольствие.

В новом сезоне Большой готовит и две балетные премьеры. Одна из них — «Анастасия» композитора Вячеслава Кузнецова, это уже третий национальный проект на тему исторического прошлого Беларуси. Либретто написал Анатолий Делендик, автор сценария к фильму «Анастасия Слуцкая». Хореографом-постановщиком спектакля будет народный артист Беларуси Юрий Троян. Также планируется премьера нового балета «Орр и Ора» по произведению писателя Вячеслава Заренкова. Музыку создал композитор Михаил Крылов, а наш белорусский композитор Олег Ходоско сделал музыкальную редакцию этого произведения. 

Завтра художественному руководителю Белорусского государственного академического музыкального театра заслуженному работнику культуры Республики Беларусь Адаму Мурзичу исполнится 75 лет. Мюзикл Владимира Кондрусевича «Софья Гольшанская» — ему в подарок на открытие 47-го театрального сезона. В музкомедии Адам Османович уже шесть лет. До этого долгие годы возглавлял отделение сольного пения Минского государственного музыкального училища имени М.И. Глинки, потом преподавал на кафедре сольного пения Белорусской государственной академии музыки. Поэтому 11 сентября на сцену выйдет множество его благодарных учеников. Благодаря Мурзичу в театре может появиться и еще одна музыкальная национальная постановка. Ее героем станет Янка Купала. Но подробности и сроки этого проекта пока под замком.

До конца года театр представит сразу две премьеры. Одна от давнего друга музкомедии Кима Брейтбурга — мюзикл «Джейн Эйр». Это из последних работ композитора, но она уже с успехом идет в «Московской оперетте». В Минске над ней работает еще один россиянин — Николай Андросов, который уже ставил здесь «Голубую камею». Но теперь он не только режиссер, но и балетмейстер-постановщик. В основу спектакля легла одноименная книга Шарлотты Бронте, вышедшая еще в 1847 году. 

С нетерпением поклонники балета ожидают и «Лебединое озеро» П. Чайковского. В последние годы музкомедия не может похвастаться сильной классической труппой, но, уверяют знатоки, отдельными постановками вполне может удивить. Напомним, что в нашем Большом этот балет с успехом идет тридцать лет, в новой редакции — с 2012 года.

До недавних пор все спектакли «Территории мюзикла» так или иначе были связаны с именем Геннадия Гладкова. Впервые в рамках этого театра Анастасия Гриненко решила взяться за лицензионный американский мюзикл NEXT TO NORMAL («Недалеко от нормы»). На родине спектакль получил 11 номинаций и 3 награды высшей американской премии в области музыкального театра Tony Award, а также Пулитцеровскую премию в номинации «Драма». 

Собственно, создатели «Территории мюзикла» и раньше пробовали себя в бродвейском стиле. В их концертах часто появлялись номера из мюзиклов «Эвита», «Сансет-бульвар» и «Кошки»        Э. Ллойда Уэббера и других авторов, но главное достижение в этом жанре — «Вестсайдская история», поставленная в Белорусском государственном академическом музыкальном театре в 2012 году. Тогда это был первый в Беларуси лицензионный мюзикл такого уровня. Вот-вот появится и другой. Его перевод на русский сделала Анастасия Гриненко вместе со своим братом Алексеем. Режиссер уверяет, что ее новый мюзикл современных американских авторов Тома Китта и Брайана Йорки покажет белорусскому зрителю ранее неизвестные возможности жанра, который традиционно в нашей стране считается исключительно развлекательным. Тогда как на самом деле мюзикл способен затрагивать острые социальные вопросы и чрезвычайно глубоко воздействовать на аудиторию. Сюжет строится вокруг женщины, страдающей биполярным расстройством, и рассказывает о том, как ее болезнь влияет на жизнь ее семьи. 

Также в декабре театр Геннадия Гладкова готовит премьеру праздничного мюзик-фэнтези для всей семьи «Тетушка Простуда и Волшебные часы» белорусских авторов Елены Атрашкевич и Натальи Марчук. 

В Республиканском театре белорусской драматургии есть хорошая традиция: в августе на его базе собираются молодые актеры из Франции, Канады и Чехии — члены французской театральной ассоциации Demain le Printemps, которые совместно с участниками Международного общественного объединения «Театро» работают над мастерством актера, вокалом, классическим танцем, акробатикой, сценическим движением и дикцией, а в заключение экспресс-стажировки представляют на суд зрителей итоговый концерт-капустник, состоящий из вокальных, танцевальных и драматических номеров. Такой «Французский экспресс» и откроет в этом году сезон в РТБД.

Вообще ближайшие месяцы в театре обещают быть богатыми на праздники. Во-первых, его 25-летие. Праздник собираются отметить с размахом. Во-вторых, в 2017-м еще одна важная дата — 500-летие белорусского книгопечатания. По этому поводу весной РТБД совместно с Национальной библиотекой объявили конкурс на лучшую пьесу про Франциска Скорину. Предполагается, что главным призом как раз и станет постановка спектакля на сцене театра.

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter