От себя не убежишь?

Утраченные иллюзии по поводу «мук совести»

Утраченные иллюзии по поводу «мук совести»


— Ты думаешь, чего у нас тут стульев так много? — начальник межрайонного отдела розыска Гомельской ГАИ Вячеслав Шкурко пробирается к своему столу через мебельное изобилие. — Потому что, бывает, приезжаешь с происшествия в пять утра — домой уже некогда, через несколько часов на работу... Вот стулья сдвигаешь и досыпаешь.


У Шкурко только за август было 19 т.н. «скрытых» ДТП. Если вычесть выходные, так, считай, каждый день автомобилисты, сбив пешехода или велосипедиста, бросали его и уезжали. Виновников нашли всех — ждут суда. Но двое из 19 пострадавших умерли, не дождавшись помощи. Вот и сидит майор как на иголках, на телефон смотрит с опаской. Каждый звонок может означать, что опять кто–то подбросил работы его подразделению.


В отделе давно не питают иллюзий по поводу «мук совести», которые якобы должны терзать водителя после того, как он скрылся с места ДТП. 12 лет назад Вячеслав Шкурко лично наблюдал, как человек сам пришел «сдаваться». Перед этим он сбил выходившего из–за автобуса мужчину (тот отделался переломами). Струсил, загнал машину в гомельские дворы, отсиживался часа два. А потом собрался с духом и явился в милицию. Случай не то чтобы редкий — единственный. Шкурко по сей день помнит фамилию, имя и отчество этого водителя.


Слишком часто получается наоборот. Вместо того чтобы попытаться спасти еще живого человека, хотя бы позвонить в «скорую», автомобилисты и их пассажиры демонстрируют чудеса расчетливости иного рода. То ли адреналин так действует, то ли врожденная подлость... Все настолько увлечены заметанием следов, что на мысли о жертве не остается места.


Так было на днях под Рогачевом. 26–летнего парня нашли мертвым рядом с дорогой. Неподалеку валялся его велосипед. Машину убийц сотрудники отдела отыскали в Могилевской области — туда иномарку загнали «рихтовать» следы удара. Еще не протрезвевшие к моменту задержания водитель и пассажир ничего нового не сообщили: «Были в шоке. Испугались». Эту формулировку Шкурко слышит регулярно. Кстати, по данным сыщиков, на месте происшествия сразу после столкновения побывала еще одна неопознанная машина. Притормозили, посмотрели — уехали...


До этого «блеснул смекалкой» «дальнобойщик», сбивший бампером пешехода и продолживший путь в Россию. Задержали его через два дня, когда прибыл обратным рейсом в Мозырь. Отсутствие куска радиаторной решетки объяснил тем, что «сбил собаку под Орлом». Продемонстрировал даже собачьи волоски, засунутые под скотч, которым была заклеена дыра. Картину портили только осколок, потерянный на месте происшествия, да оперативная помощь российских дэпээсников, предоставивших доказательства того, что из Беларуси MAN ехал уже с повреждением.


Шкурко долго не забудет еще один пример «сообразительности»:


— Это случилось лет 7 назад. Приехали на происшествие — труп лежит, темно, дождь страшный, на асфальте осколки стекла мелкие, марку сразу не установишь... И тут объявляется мужчина: «Я провожал девушку и все видел. Это был белый «Фольксваген–Пассат», который поехал туда–то». Уже что–то! До сих пор помню: тогда в базе числилось 1.546 «Пассатов», которые нам предстояло проверить. Начали работать, ориентировки раздали, вся ГАИ без сна... А потом до меня дошло: ведь он, получается, свою знакомую под дождем в одном свитере провожал! И к нам пришел почти сухой... В общем, нашли этого «свидетеля» уже в гараже — он разбитую фару своего «Москвича» менял.


Когда у сотрудников отдела розыска начинаешь выпытывать подробности их методов, они как–то сразу замыкаются в себе. Начинают перечислять «главные инструменты» — голова, мол, и ноги. Между тем любопытная арифметика наблюдается, если сравнить милицейские данные по скрытым ДТП 1999 года и сегодняшние. Машин тогда было в разы меньше, но число водителей, скрывшихся с места аварии, близко к нынешнему. Зато раскрываемость за девять лет поднялась с 39 процентов до 90.


Проблемы, впрочем, остались старые: «Бывало, полцеха видело, как человека задавили, а свидетеля не найдешь...»


Часто жертвы «скрытых» наездов сами далеко не ангелы. Под Гомелем двое парней продолжили дискотеку на дороге: взявшись за руки, лежали на асфальте, пели. Пока одному из них по голове не проехали «Жигули». Водителя суд признал невиновным в совершении ДТП и виновным по статье «Оставление в опасности».


Во всем этом нагромождении смертей и трусости есть одно странное, на мой субъективный взгляд, обстоятельство: наказания, которые получают преступники. В Жлобинском районе «Жигулями» около полуночи был сбит мужчина. После удара он оказался под машиной. В ней находились четверо взрослых и несколько детей. Огорчившись досадной задержке, водитель с товарищами приподняли автомобиль, вытащили хрипящего человека (обломками ребер были пробиты легкие), раскачали за руки и ноги и бросили в кювет. Сами уехали пить. Отец четверых детей умер у обочины под утро. Инспекторы из отдела Шкурко две недели не вылезали из окрестных деревень, пробивались через плотное кольцо поруки. И нашли–таки пассажиров. Потом задержали водителя. А теперь суть: виновник ДТП получил 6 лет лишения свободы, остальные отделались испугом — прошли свидетелями.


Все понимаю: сложности процедуры, «доказательная база», «смягчающие обстоятельства», «не суди» и прочее. Но не слишком ли мало платят эти люди за бесчеловечность?

 

Фото Марии Кривоноговой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter