Самодеятельный скульптор из Глубокого “замахнулся” на классиков

От Русалки до Пушкина

Но не бронзой единой могут блеснуть здешние достопримечательности. И в том немалая заслуга местного самородка Виктора Козловского. В прошлом офицер, сегодня он трудится начальником централизованной хозяйственной группы отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома. А в свободное время занимается тем, что любит больше всего на свете, — творчеством. В арсенале умений Виктора Романовича — виртуозная резьба по дереву и владение искусством скульптуры. Прошлым летом он по-хорошему удивил земляков не чем-нибудь, а настоящим сквером поэзии. Оригинальная задумка, которую он воплотил в жизнь, принадлежит председателю Глубокского райисполкома Олегу Морхату. Глава района уверен: новая культурная “изюминка” будет способствовать тому, чтобы молодежь больше интересовалась чтением. А начинать путешествие в мир литературы всегда лучше с классики, справедливо считает Виктор Козловский:

Благодаря Виктору Козловскому в Глубоком появилась скульптурная галерея классиков.
фото автора

— Не случайно главные “персонажи” сквера — признанные гении пера: Якуб Колас и Максим Богданович, Александр Пушкин и Сергей Есенин. Создавать их скульптуры было в радость, как и осознавать, что в странички истории Глубокого теперь вписано и мое скромное имя.

Кстати, впервые с Виктором Романовичем мы познакомились как раз перед официальным открытием сквера. Скульптор покрывал созданные им бюсты специальным лаком и между делом охотно делился тонкостями процесса:

— Все работы — эксперимент, в основе которого песок, цемент, клеевой раствор и мое вдохновение. Не зная методологии, дохожу до всего сам, опираясь на опыт и интуицию.

Отличный подарок в Год малой родины жители Глубокого оценили. Автор тоже доволен, хотя и подчеркивает, что он не профессионал, а любитель. В необычном уголке отдыха есть белоснежная ротонда, скамейки, словом, все, чтобы с комфортом и удовольствием провести время за чтением.

Прошлым летом преобразилась и жемчужина Глубокого — резиденция Вишневой Королевы в виде цветка вишни с пятью лепестками. Возле нее установили памятник известному селекционеру Болеславу Лопырю. Именно он когда-то завозил на Глубоччину вишневые саженцы из Польши, выводил новые сорта и делился ими с горожанами. Бюст Лопыря в резиденции — одна из недавних работ Виктора Козловского. Новее только бетонный ангел, который возвышается на камне возле церкви в честь Архистратига Божия Михаила. В целом на счету Виктора Романовича более десятка скульптур. Из них две с советских времен уже стояли в райцентре и нуждались в реставрации. Довелось мастеру вернуть из небытия скульптуру рабочего и сказочных мишек на детской площадке. Одна из самых любимых работ умельца — симпатичная Русалочка, что “поселилась” в райцентре на берегу речки. Гости “Вишневого фестиваля” в шутку сравнивают белорусскую Русалочку с ее датской тезкой, героиней сказки Андерсена. Как и известную достопримечательность Копенгагена, глубокскую ундину тоже спешат запечатлеть на память. Однажды Русалочка попала под раздачу вандалов, раскрасивших ее краской, вспоминает собеседник:

— “Художества” быстро убрали, и с тех пор подобное не повторялось. Все-таки культурный уровень наших людей год от года растет.

По профессии Виктор Козловский — военный, но, как сам признается, в душе всегда был немножко художником. Детство провел на Гродненщине, в живописном, окутанном множеством легенд местечке Гольшаны:

— Творчеством в нашей семье никто не увлекался. Поэтому родителей всегда удивляла моя сильная тяга к прекрасному. Пока соседские мальчишки играли в войнушку или гоняли мяч, я находил себе занятия поинтереснее. Лепил фигурки птиц и животных, рисовал, а позже вырезал из дерева все, что видел вокруг. Хорошо помню свою первую серьезную работу — бюст матери, который я вылепил из глины лет в 14. Еще одним излюбленным хобби было копирование карикатур из газет. Тут я отрывался по полной, даже “снабжал” картинками всех одноклассников, но по ИЗО имел твердую тройку (смеется)...

После окончания базовой школы Виктор, чтобы получить водительское удостоверение, за компанию с друзьями собирался в Ошмянское профтехучилище. Отец такое решение совсем не одобрил и даже пообещал мне мотоцикл, лишь бы шел учиться по призванию, улыбается Виктор Романович:

— Молодой, горячий, я его, понятно, не послушал. Хотя, оглядываясь назад, не скажу, что слишком жалею: ведь и военная карьера сложилась, и увлечение не кануло в Лету. Тем более с детства мечтал стать или скульптором, или военным.

На скульптурное отделение Московского художественного училища имени Сурикова Виктор Козловский все-таки поступил, но учиться там не пришлось. Судьба уготовила крутой поворот. Его забрали служить в одну из войсковых частей в Московской области. Здесь талантливого парнишку быстро заметили. Например, как секретарь комитета комсомола части Виктор в первых рядах согласился участвовать в выставке прикладного творчества, приуроченной к фестивалю молодежи в Московском военном округе. Итогом стало заслуженное первое место. Среди его дебютов особо выделили вырезанного из дерева “Бойца в пилотке” и гипсовую копию известной работы советского скульптора Ивана Шадра “Камень — оружие пролетариата”. После армии Виктор остался на сверхсрочную службу в военной дивизии в Поставах. Потом была школа прапорщиков в Рижском высшем военно-политическом училище. Карьера не помешала творчеству. Во время учебы в школе прапорщиков Виктор сделал гипсовый памятник Ленину в полный рост, а в Риге удивил сокурсников тем, что создал на территории учебного заведения мемориальный комплекс, приуроченный к 40-летию Победы. В Поставах офицера Козловского тоже не оставили без дела. Однажды по распоряжению начальства он вместе с прапорщиками полтора месяца работал над 35 (!) бюстами Владимира Ильича из папье-маше.

В  Глубоком Виктор Романович живет уже более 20 лет. Близкие, соседи и просто знакомые знают его, в том числе как талантливого резчика-самоучку. Его работы всегда эксклюзив, ведь созданы в тандеме с лучшим художником — природой. Причудливые переплетения ветвей деревьев, старые коряги в золотых руках мастера превращаются в фигуры людей, животных и птиц. Повторить такое дважды невозможно, не скрывает он:

— Идешь, бывает, заметишь бревнышко и начинаешь его внимательно рассматривать, включаешь фантазию: вот это не просто два сросшихся ветвями деревца, а танцующая пара влюбленных. Иногда находишь какую-то часть будущей скульптуры, а дальше ждешь под нее недостающий “пазл”. Есть у меня такая работа из двух частей — Ворон. Первую часть нашел на берегу озера, а вторую — раскопал в потухшем кострище в нескольких километрах от Глубокого.

Необычные поделки Козловского можно увидеть во время “Славянского базара в Витебске”, на областных и районных выставках. Многие из работ разошлись по друзьям-знакомым, отдельные “прописались” в детских садах и школах, что-то умелец хранит дома. Например, деревянного олененка с любопытной “биографией”. Вместе с друзьями Виктор Романович отдыхал в лесу, поднял голову в гору и обомлел. Посреди ветвей раскидистой многометровой сосны висел... “олененок”. Чтобы срезать тот самый сук, пришлось вбивать в дерево металлические штыри и, как по лестнице, карабкаться вверх. Оно того стоило! Почти, как настоящий, только деревянный олененок, доведенный до ума меткой рукой мастера, до сих пор поражает воображение. На одной из выставок гости из Москвы оценили уникальную поделку в несколько тысяч долларов, но упросить автора продать ее так и не смогли. Талантливый глубочанин признается:

— Это чудо не на продажу — для души. Думаю, у каждого из нас есть особая искорка, и если кто-то, увидев мои работы, подумает, а что могу я, это будет лучшим откликом.

В семье Козловского все носят погоны. Сыновья несут службу на границе, дочка — в Следственном комитете. Может, любовь к творчеству передастся внучке Карине, надеется Виктор Романович. Вдохновившись его примером, девочка недавно пошла в художественную школу, чтобы, как дед, видеть дальше обычного.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter