От пункта к пункту

Принятых документов достаточно для дальнейшей либерализации

В стране принято достаточно законодательных документов для дальнейшей либерализации экономической жизни

С точки зрения экономики, малый бизнес можно назвать «разведчиком». Гибкость и динамичность позволяют его представителям находить узкие ниши, новые виды предпринимательства. Не клеится в одном виде бизнеса — уладил дела, собрал вещички и быстро начал новый. Никакое среднее предприятие не сможет настолько быстро переформатировать свою деятельность. Вместе с тем вклад малого бизнеса в национальную экономику вряд ли можно назвать серьезным. По данным Минэкономики, в сфере малого бизнеса занято 22,5 % трудоспособного населения, но при этом удельный вес поступлений платежей в бюджет от его субъектов составляет 17,8 %, а от ИП — всего 3 %. Между тем, как считают специалисты, уже через пять лет доля малого бизнеса в ВВП Беларуси увеличится до 30 %, при этом в частном секторе будет занято не менее 1,8 млн. человек.

Специалисты давно заметили: частные предприниматели — социальный слой, зависимый от государства значительно меньше, чем наемные работники. Фактически это люди, которые «делают себя сами». Но вместе с тем благополучие именно этой прослойки в каком-то смысле является обязательным фактором социальной стабильности в стране. «Уверен, что мы на правильном пути формирования экономической мысли, с точки зрения взаимной ответственности между государственными органами и предпринимателями, — поясняет министр экономики Николай Снопков. — Предприниматели — это не плохое, не ругательное слово. Предприниматели — это двигатели экономической жизни в стране, которая хочет развиваться на качественном уровне». При этом глава Минэко-номики приводит как довод президентскую Директиву № 4: «Этот документ — это направление. А качественное наполнение этого направления — это та зона ответственности, которая лежит на Министерстве экономики. Недостаточно понимать, что сделать, надо понимать, как нужно сделать. И это самое сложное. Но мы серьезно подходим к этому вопросу при помощи международных организаций и бизнес-сообщества».

В числе наиболее заметных мер по поддержке предпринимательства можно назвать либерализацию сферы ценообразования. Так, Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 года № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» серьезно сократил перечень товаров, работ и услуг, в отношении которых осуществляется госрегулирование цен. Документом были серьезно упрощены процедуры в области ценообразования для субъектов предпринимательской деятельности — отменены право правительства устанавливать предельные индексы изменения цен, обязательная регистрация цен, устранено требование об обязательном составлении экономических расчетов под уровень применяемых цен. По отдельным позициям была значительно сокращена сфера государственного ценового регулирования. Вслед за этим документом в апреле вышло постановление Совмина № 495, с принятием которого было отменено ценовое регулирование по 48 позициям и сокращена сфера ценового регулирования по 5 наименованиям. Сегодня в стране сохраняется регулирование цен по 26 позициям важнейших товаров и услуг, оказывающих существенное влияние на жизненный уровень населения.

Еще одним из направлений, рассчитанных на стимулирование предпринимательской деятельности, стала защита и развитие частной собственности. В частности, Указ Президента № 107 установил: юрлица и ИП, арендующие здания, сооружения и изолированные помещения не менее 3 лет, имеют право преимущественного приобретения этих объектов с рассрочкой платежа на 5 лет. При этом оговорено, что стоимость при продаже арендатору такого имущества должна быть уменьшена на затраты, понесенные арендатором на улучшение состояния и потребительских качеств такого объекта.

Коснулась либерализация и рынка труда: Указ № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию госрегулирования в области оплаты труда» предусмотрел ряд изменений в вопросах оплаты. В частности, Единой тарифной сетке работников был придан рекомендательный характер. Ранее наниматели, в числе которых немало и коммерческих организаций, были связаны по рукам и ногам невозможностью платить своим работникам больше, чем было указано в тарифной сетке. А значит, ни о каком стимуле для работы персонала речь идти не могла…

Стало у бизнеса меньше и бумажной работы: Указ Президента от 2 марта 2011 года № 95 «О некоторых вопросах сбора информации, не содержащейся в государственной статистической отчетности» упорядочил введение новых форм отчетности и запросов различной информации. Была усовершенствована в стране система оказания государственной поддержки малому предпринимательству. Указ Президента № 241 от 10 июня 2011 года делегировал право оказывать государственную финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства наряду с банками и Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей городским, районным исполкомам и местным администрациям по решению облисполкомов и Минского горисполкома. 

Впрочем, главным итогом реализации положений Директивы № 4 называют обязательное государственно-частное партнерство при обсуждении «новинок» законодательства. Сегодня каждый нормативно-правовой документ, касающийся сферы предпринимательства, в обязательном порядке проходит ряд согласований и обсуждается в деловых кругах. При органах госуправления созданы общественно-консультативные и экспертные советы с обязательным участием в их составе представителей субъектов предпринимательской деятельности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter