От перемены мест слагаемых...

НА ВЫСОКОМ постаменте Лидского агротехсервиса установлен колесный трактор времен МТС. По нему можно судить, насколько усовершенствовалась техника, о возможностях того времени и сегодняшнего дня, в каких условиях приходилось работать механизаторам. — Это история нашей страны, — так отозвался главный инженер агротехсервиса Иван Юшкевич об этом пахаре с несколько неуклюжими, как мне показалось, колесами, рулевым управлением и невысокой по сравнению с современными богатырями мощностью.

В ОАО «Лида-агротехсервис» просчитывают, как сохранить набранные темпы, не растерять клиентов и найти новых.

НА ВЫСОКОМ постаменте Лидского агротехсервиса установлен колесный трактор времен МТС. По нему можно судить, насколько усовершенствовалась техника, о возможностях того времени и сегодняшнего дня, в каких условиях приходилось работать механизаторам. — Это история нашей страны, — так отозвался главный инженер агротехсервиса Иван Юшкевич об этом пахаре с несколько неуклюжими, как мне показалось, колесами, рулевым управлением и невысокой по сравнению с современными богатырями мощностью.

Мехотряд — как родной брат. И транспортный цех тоже

Со времени использования таких тракторов-универсалов прошло не одно десятилетие. Все это время не раз совершенствовалась структура управления обслуживающих организаций, проводилась их реорганизация. Не менялись лишь обязанности — предприятия всегда оставались надежными партнерами хозяйств. Постоянно часть забот брали на себя райсельхозхимии, райсельхозтехники, райагроснабы. Теперь этим занимаются районные сервисные службы.

Что же касается Лидского агротехсервиса, то только с 2001 года здесь прошли четыре реорганизации, связанные с укрупнением, расширением сферы услуг и сменой статуса. Сначала присоединили сельхозхимию с ее долгами и производственной сферой. Потом был заключен «брачный союз» с «Лидагроторгом», который занимался производством растительного масла и техобслуживанием хозяйств. Была у него и своя ферма. И, конечно же, — солидный долг. Пришлось вкладывать деньги в перевооружение производства, улучшение бытовых условий, думать, как сохранить рабочие места. После реорганизаций появилось немало дополнительных площадей. Неиспользованные пришлось выставить на аукцион и сдать в аренду.

— Наше предприятие многопрофильное, — поясняет его руководитель Генрих Жемойтель. — Поэтому доходы от одного вида деятельности дополняют или покрывают не всегда высокую отдачу другого. Это как в математике: главное — конечный результат. У нас имеются ремонтная мастерская, автотранспортный цех и цех по обслуживанию животноводческих ферм, база разгрузки и хранения туков — всего семь подразделений. Все они прибыльные, кроме животноводства. Но у каждого свой пик нагрузки. Теперь начинается ремонт техники.

Понятно, что у мехотряда, например, который в эти дни занят на вывозке органики, погрузочных работах, забот гораздо больше в весенне-осенний период, автотранспортный цех большую помощь оказывает хозяйствам во время уборки, работает с предприятиями города по перевозке грузов. В состав мехотряда в свое время входили и «Ягуары», которые потом пришлось передать хозяйствам. Оставили только два зерноуборочных комбайна, которые первыми выходят на рапсовые поля. Вклад этих подразделений в общую копилку агротехсервиса солидный. На долю мехотряда, например, приходится около 20 процентов всего количества оказанных услуг, 2,9 миллиарда рублей — такая выработка за 10 месяцев автотранспортников.

Они во многом определяют погоду агротехсервиса. На этот счет главный экономист Татьяна Богдан привела интересную статистику: за восемь месяцев 2005 года предприятие выполнило работ на два миллиарда рублей, а нынче за такой же период — на 6,8 миллиарда. За два следующих месяца эта цифра возросла еще почти на 2,4 миллиарда. Поэтому здесь уже озабочены перспективами будущего года, просчитывают, как сохранить набранные темпы, не потерять старых клиентов, найти новых, расширить сферу услуг. И получить долги. Впрочем, этим сегодня уже никого не удивить. Взаиморасчеты донимают многих. В качестве оплаты райагросервисам республики приходится брать зерно, крупный рогатый скот, другие виды продукции. Лидский в этом плане тоже не исключение — за оказанные услуги он получил нынче около двух тысяч тонн зерна, почти треть которого оставил для собственных нужд. Для полного удовлетворения потребностей в связи с увеличением поголовья понадобится еще примерно 200 тонн. Теперь остается только закупать добавки для приготовления комбикормов собственного производства.

«Сделать животноводство рентабельным — одна из важнейших задач райагротехсервиса. Уверен, так оно и будет, к этому мы стремимся», — говорил Генрих Жемойтель. Для этого намерены увеличить поголовье, улучшить производственные показатели, обновить материально-техническую базу.

Заказ был не для простачков

На предприятии изготавливают различные изделия, включая и нестандартные. Здесь имеется долбежно-строгальный станок еще 1937 года выпуска. Для обслуживания таких раритетов иногда приходится вызывать специалистов даже из ближнего зарубежья, где они в свое время изготавливались.

Но самая главная ценность предприятия — люди. У некоторых из них золотые руки. Один из таких специалистов — токарь Петр Рыбак (на снимке), который работает здесь с 1971 года.

Однажды понадобилось выточить винт длиной почти 1,7 метра с очень сложной резьбой. Как потом оказалось, слишком замысловатый был заказ. К кому заказчики ни обращались, везде получали отказ. Выручил Петр Николаевич, утер нос многим. Тот заказ он и сегодня считает самым трудным.

Но не в тягость ему и нарезание резьбы на вал со смещенным центром тяжести для импортного подборщика кормов. Правда, до того как получилось, разные варианты опробовал и к справочной литературе обращался. В конечном итоге пришлось рассчитывать на собственные способности, опыт и умение.

Он освоил также фрезерный, шлифовальный, другие станки. Если кому-то понадобится сделать сложную деталь, оформляйте заявку. Для Рыбака, полагаю, невыполнимых заказов не существует.

Восстановить — значит, сэкономить

На вопрос «Что вас сегодня волнует больше всего?» руководитель Лидского агротехсервиса, не задумываясь, назвал перевооружение предприятия. Тем более что оно является одним из базовых в регионе по ремонту зерно- и кормоуборочного оборудования и инвентаря.

За прошлый год инвестиции в основной капитал составили 1,34 миллиарда рублей. Много это или мало? Для агротехсервиса довольно солидное вложение.

Сегодня специалисты предприятия дают вторую жизнь не только отечественным топливным насосам, но и российского, чешского производства, тракторным двигателям. Освоили выпуск и нестандартного оборудования.

— До весны нам необходимо восстановить 15 шнеков, 50 подбарабаньев, — знакомит с областной программой подготовки техники к очередному сельскохозяйственному сезону Иван Юшкевич. А потом добавляет: — И 3 опрыскивателя, несколько измельчающих аппаратов, 21 тракторно-самосвальный прицеп, 6 машин для внесения органических удобрений.

Здесь меняют не только их внешний вид — основательно восстанавливают кузова, гидравлику, ходовую часть, шасси, чтобы потом, при работе в поле, прицепной инвентарь не подвел.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter