— Экономика сегодня есть везде, и в этой отрасли она так же важна, как и в любой другой. Популяризация у зрителя и читателя должна порождать монетизацию СМИ и книгоиздания. Министерство информации должно выстроить четкую систему работы во всех направлениях, по-новому и гораздо серьезнее подойти к вопросу реализации своих маркетинговых стратегий. Думайте об эффективности расходования государственных средств.
В частности, задача Министерства информации — обеспечить постепенную трансформацию традиционных печатных изданий в конвергентные, то есть объединяющие печатную, электронную и эфирную формы работы. Что, естественно, не отменяет базовых требований к ним:
— Печатные и электронные СМИ должны обеспечить профессиональный подход к созданию и распространению информационной продукции и в полной мере нести ответственность перед обществом за качество, полноту и достоверность представляемой информации.
Особенно остро стоит проблема совершенствования перед региональными медиа. Вице-премьер признался, что с удовольствием читает районные газеты, проникнутые теплом и душевностью:
— Отрадно, что за последнее время они прибавили в технологическом плане. Но сохраняется проблема качества в части контента, верстки, дизайна.
Следует обеспечить качественное изменение системы работы региональных печатных СМИ. Районным газетам нужно писать так, чтобы всем захотелось переехать жить в этот район.
Позиция министра информации Александра Карлюкевича аналогична — региональные СМИ должны стать мультимедийными. Условия для этого имеются, а вот темпы явно недостаточны:
— Сегодня в творческом плане редакторы районных газет, их сотрудники могут более активно работать в социальных сетях. Творческий потенциал для этого есть.
Пассивность региональных СМИ и их невосприимчивость к новым информационным технологиям не могут министра не беспокоить:
— С 1 декабря 2018 года можно регистрировать сетевые издания. Но пока этим правом воспользовались лишь единичные ресурсы. А разве не этот шаг позволяет создавать среду нового характера?
А среда эта довольно специфическая. Скажем, тиражи местных печатных изданий в 10 раз выше количества посещения их интернет-версий. Александр Карлюкевич убежден:
— Новации и новая стилистика смогут прийти лишь тогда, когда увеличим скорость, которая будет сочетаться с прогрессом и пониманием того, что за интернет-ресурсами будущее.
Впрочем, и позитивных примеров работы региональных медиа в нашей стране немало. Скажем, все гродненские региональные СМИ имеют квадрокоптеры, многие практикуют онлайн-репортажи и занимают активную позицию в соцсетях. И результаты, отметил заместитель председателя Гродненского облисполкома Виктор Лискович, налицо:
— Число посещений интернет-версий газет увеличилось в разы, а число подписчиков региональных СМИ в социальных сетях возросло с 19 до 153 тысяч человек. Сыграла позитивную роль и налаженная система обратной связи журналистов сетевых СМИ с читателями.
На Брестчине же и вовсе реализуют уникальный для медийной сферы нашей страны эксперимент. В Каменецком районе создается своеобразное районное информагентство, необходимость в котором главный редактор газеты «Навiны Камянеччыны» Виктор Дулевич объясняет так:
— Сегодня местная информация к нам поступает в основном от идеологического блока, местной власти. Но нет оперативной информации по каждой деревне или каждому агрогородку. Поэтому в настоящее время мы выстраиваем систему, которая позволит этот информационный вакуум свести к минимуму.
Кстати, впечатляют и уже достигнутые новшества этого издания:
— Мы перешли на европейский дизайн. Создали различные структуры — фотостудию, центр оперативной полиграфии. Экономический эффект налицо: дополнительные услуги увеличились в 6 раз по сравнению с 2017 годом. Иными словами, небольшая газета со скромными финансовыми возможностями смогла перейти на современный дизайн. И я совершенно уверен: все газеты республики могут сделать то же самое.
osipov@sb.by