этновед Татьяна Кухаронак: — Люди верили, что только в купальскую ночь реки наполняются особым светом

От Парижа до Александрии

Этновед Татьяна Кухаронак: Люди верили, что только в купальскую ночь реки наполняются особым светом
СЕГОДНЯ ночью белорусы могли найти «папараць-кветку», собирать цветы и травы, обладающие в это время особой лечебной силой, прыгнуть через костер, гадать на суженого, пуская по воде венки... Купалье — одно из самых завораживающих действ лета. Праздник издревле почитался нашими предками как символ середины года. Живет он и поныне, а в глубинке отмечается широко и весело, согласно вековым традициям.


ПРЕДКИ в дохристианские времена связывали Купалье с культом солнца. Само слово «купало» обозначало существо горячее, яркое. В этот день, по преданиям, проходило очищение огнем и водой, рассказывает об особенностях происхождения праздника этновед Татьяна Кухаронак:

— Люди верили, что только в купальскую ночь реки наполняются особым светом, ведь в них купаются души умерших. Эти души — русалки, что просыпаются раз в году от долгого сна. По народным преданиям, в эту ночь открываются двери для всякой нечисти: по земле расхаживают ведьмы и колдуны, которые могут отобрать молоко у коров, навредить посевам. Все приходит в движение: деревья перемещаются, животные разговаривают между собой. Считалось, что тот, кто найдет цветок папоротника, мог видеть все клады на земле. Смельчаки должны были уходить на его поиски перед заходом солнца в глухую чащу, куда не проникает петушиный крик.

Традиционный атрибут купальского праздника — костер. Подготовкой его занимались парни: они собирали со всей деревни старые и ненужные вещи, складывали их на берегу реки. Не прийти на купальский костер считалось грехом. Молодые девушки гадали на суженого у реки, пускали венки на воду и смотрели: если венок утонет, то замуж девушке не выйти, а суженый ее разлюбил. Молодые люди прыгали парами через костер. Если во время этого прыжка руки их не разойдутся — быть свадьбе, а разойдутся — они не будут вместе. Считалось, что если кинуть в костер рубашку больного ребенка, то вместе с одеждой сгорят и все болезни. В огонь бросали все старое и ненужное, и при этом просили нового хлеба, льна, плодовитости домашним животным. А утром после Купалья все катались  по росе. Считалось, что она даст силы и здоровье на целый год. А еще купальской росой умывались, что оберегало от кожных заболеваний и головных болей. Спать в купальскую ночь считалось страшным грехом...

ИНТЕРЕСНО, что сейчас белорусы отмечают Купалье даже за границей. В третий раз, к примеру, по инициативе посольства страны во Франции прошел праздник в городе Бланди-ле-Тур недалеко от Парижа.

А в Новоселках Пуховичского района впервые сделали «папараць-кветку» своими руками и спрятали ее близ деревни, рассказала «СГ» Наталья Голуб, директор Новоселковского СДК, который традиционно берет на себя организацию народных праздников:

— В этом году не было традиционного костра, зато был концерт нашего любительского народного ансамбля «Новоселочка». В нем 9 человек, учитывая аккомпаниатора. Кстати, многие в его составе – бывшие работники сельского хозяйства, торговли, медицины. В эту таинственную ночь мы насытили  программу фольклорными песнями.

Удивительно, но именно в Новоселковском сельском Совете есть единственная в Беларуси деревня — тезка народного праздника — Купалье. Мы связались с одной из шести ее жителей — 77-летней Надеждой Жовнерчик:

— По иронии судьбы, никто не помнит, чтобы в нашем Купалье праздновали Купалье, (смеется). Наверное, потому что такая маленькая деревня. Я сюда вышла замуж, это родина мужа Григория Павловича. Живу здесь с 1958 года, когда приехала, было 12 дворов, сейчас осталось только три... 

В Волосовичах Октябрьского района на Купалье организовали большой костер, через который прыгали влюбленные парочки. Были и хороводы, и гадания, пояснила «СГ» методист Центра культурно-досуговой деятельности Юлия  Кулак:

— Мы всегда придерживаемся правила традиционно проводить главный праздник лета. У нас принято сначала ходить с приветственными песнями по дворам, потом выбираем лучшее подворье. К примеру, картофельное, яблочное, медовое... На самой большой поляне — сбор на плетение венков и ворожбу. В костре палили ненужные вещи, чтобы избавиться от плохих мыслей, и, конечно, большой хоровод, много народных игр.

В Ветрино Полоцкого района Купалье постарались «перезагрузить». Организаторы решили перемешать традиционные обряды с современными развлечениями. Например, «Купальский приговор» — конкурс нарядов, чаепитие из «смайликового самовара», радужная лотерея, которую разыграет Радужный Йети. На шабаш-PARTY красавицы-ведьмочки провели «ведьминскую разминку», лечили с помощью ведьминских камней. Водяной провел обряд омовения водой, необычный «цветок правды» раскрывал секреты, а мудрая Сова определяла среди участников Лесного знахаря.

ПРАЗДНОВАНИЕ Купалья в Беларуси не ограничилось лишь прошедшей ночью. Вплоть до конца недели в культурной палитре регионов — народные гулянья. Напомним, что самое масштабное празднование пройдет 9—10 июля в Александрии Шкловского района.

Чтобы сюда было легче добираться, Белорусская железная дорога назначила дополнительные поезда региональных линий экономкласса для перевозки участников и гостей «свята». Они будут курсировать по маршруту Могилев — Шклов — Копысь (д. Александрия) — Шклов — Могилев и Орша — Копысь — Орша. Во всеоружии 50 субъектов торговли и общественного питания, которые составят общую  торговую экспозицию в 700 метров. Впервые будет организована площадка «Прадмесце прысмакаў», где состоится дегустация блюд белорусской, украинской и русской кухни.

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter