Установить рекорды можно на полях, «накрутить» — на дорогах

От пахарей земли привет героям гонки

Установить рекорды можно на полях, «накрутить» — на дорогах. Все дело в практике, терпении, старании и том самом спортивном азарте — показали уроки многодневки на призы «Сельской газеты»
Установить рекорды можно на полях, «накрутить» — на дорогах. Все дело в практике, терпении, старании и том самом спортивном азарте — показали уроки многодневки на призы «Сельской газеты»


Всю неделю, пока велогонка на призы «Сельской газеты» колесила по дорогам Брестчины, вплоть до финиша в Березе, я отдыхал. От интернета. В сеть выходил лишь по работе, чтобы оперативно отправить очередную путевую заметку. Этапы менялись один за другим настолько стремительно, что времени на социальные сети и мониторинг новостных лент с комментариями просто не было. И вот, вернувшись в обычный рабочий ритм, заметил, что информация о нашем пелотоне огромным виртуальным тиражом разлетелась по просторам мировой паутины.

Ход гонки, от открытия до финиша, освещали информационные агентства, материалы и сюжеты о соревнованиях выставляли на свои сайты газеты, телевидение, публикации портала sb.by перепечатывали новостные агрегаторы. Часто у читателей была возможность высказать свое мнение. Надо сказать, что и тут спортсмены и организаторы многодневки сорвали многочисленные аплодисменты. Но нашлись комментаторы, без которых в семье, увы, не бывает. Они и писали, мол, что еще за гонки, лучше бы серьезным делом занялись…

Я почему-то сразу вспомнил строчку одного моего знакомого поэта, который как раз по схожему случаю выдал: «От пахарей земли и пахарей любви — привет посевам слова». Метко сказано, не правда ли? Сеющие пустые слова их же получат и на всходах. Оплодородивших зерном землю пекари отблагодарят щедрыми караваями. Как и наших велогонщиков на финише. Думаю, Константин Будкевич, победитель пелотона, как и я, провел правильную параллель. По крайней мере, в его словах это чувствовалось:

— Сейчас у меня эйфория! Но если бы не парни из моей команды — не стоять бы мне на пьедестале. Это не только моя награда. Здесь оценили труд каждого спортсмена!

А потому каравай — пусть не самая дорогая с материальной точки зрения награда, но цена ее все же немалая. До чего же вкусен был свежий хлеб, который разделил Павел с ребятами! Сколько времени и сил на этой уборочной вложили хлеборобы, которых, в свою очередь, прославили уже труженики спортивной нивы в Березе. Жаль, что, как и в спорте, мы зачастую знаем только чемпионов уборочной гонки. Но передовиков-то десятки, сотни, тысячи! В каждой деревне, в каждом хозяйстве. И о каждом из них есть что рассказать.

Вот пролетаем мы Оберовщину — деревню в Каменецком районе. ГАИ останавливает водителей, чтобы пропустить вперед гонку. Где-то здесь и самосвал Александра Кузуба, водителя отделения «Рясна» ОАО «Беловежский». Совсем скоро он разгрузится на зернотоке. Мы свернули следом. Машина опустела в считаные секунды. Александр вышел из кабины, взял в руки горсть зерна… Лицо у водителя уставшее, но в глазах тот же спортивный азарт, что и у наших велогонщиков. Он и не думает останавливаться: до третьей на тот момент тысячи осталось совсем чуть-чуть!


Механизатор ОАО «Беловежский» Каменецкого района Валерий КУХТА

Чтобы догнать гонку, сворачиваем с маршрута. Несемся мимо полей, где финиширует страда. Так и еще один герой жатвы, Валерий Кухта. Он намолотил уже 1925 тонн. Будет две и больше, как и на предыдущих уборочных. В прошлом году он пересел на новый мощный, высокопроизводительный комбайн КЗС-16. Показатели должны быть еще выше, хотя сам Валерий считает, что дело не только в технике. Не случайно же и у спортсменов вроде бы одни и те же велосипеды, а в лидеры вырываются не все. Валерий делится секретом. Говорит, намолотить рекорды можно и на старых машинах, а иным отстающим не помогут и «Лексионы». Все дело в практике, терпении, старании и том самом спортивном азарте.

Проезжаем мимо мехдвора предприятия. Вижу старого знакомого. К выходу в поля готовится экипаж Димы Михалюка. В прошлую жатву я рассказывал о нем, когда готовил репортаж о молодежных экипажах. Тогда Дмитрий был помощником комбайнера Дмитрия Огиевича и пребывал в раздумьях: оставаться ли ему на комбайне или нет? И вот год спустя он снова в строю. Только теперь сам у штурвала. А помогает ему будущая супруга Полина Крамор. В предыдущих репортажах я писал о том, что ребята зарабатывают себе на свадьбу. Им, как и другим труженикам села, не до многочасовых посиделок в интернете и критиканских комментариев.

Да, в глубинке работы хватает всем. И не только в сельском хозяйстве. Бескрайняя нива и у работников культуры. Сколько исторических достопримечательностей мы проехали по маршруту велогонки! Карту каждого этапа можно смело брать как отдельный туристический путь. Вот хотя бы участок Высокое — Каменец. В первом городке — роскошный дворец Сапегов — Потоцких постройки начала позапрошлого века. Увы, сейчас здание переживает не лучшие времена. Когда-то здесь размещались пограничники. Потом его отдали санаторной школе, а в последние годы и вовсе стояло бесхозным.

Но в прошлом году комплекс купил энтузиаст, столичный предприниматель Павел Мельников. Он намерен превратить усадьбу в отель-музей. За несколько лет бизнесмен с небольшой группой единомышленников хочет сделать тут гостиничные номера, спа-центр, конференц-зал, восстановив при этом первоначальную планировку. Уже сейчас владелец обнес здание забором, поставил охрану и очистил строение от накопившегося за многие годы мусора. Здорово, если проект удастся и сюда потянутся многочисленные туристы. Высокое, возможно, получит еще один приток инвестиций…

А вот Каменецкий донжон, именуемый столетиями Белая вежа, мимо которого так же проносилась велогонка, каждый год посещает более 20 тысяч туристов со всего мира. Заведующая филиалом Брестского областного краеведческого музея «Каменецкая башня» Татьяна Козулько рассказывает: многие приезжают сюда, заранее проработав маршруты, имея сведения. А потом возвращаются с гостями. Посетителей завораживают экспозиции единственной сохранившейся из 10 с лишним аналогов 29-метровой вежи, дошедшей до нас со времен Владимиро-Волынского княжества. И совсем не случайно организаторы гонки решили сменить неофициальное название пелотона «Тур де Брест» на «Тур — Белая вежа», который после утверждения будет внесен во все спортивные календари.

Младший научный сотрудник музея «Пружанский палатик» Дарья МИСЮЛЯ
проводит экскурсию ребятам из могилевской команды.

Остановившись в Пружанах, не обошли вниманием спортсмены интереснейший объект старины. Знаменитый «Пружанский палатик» — один из самых ярких и необычных белорусских памятников архитектуры середины XIX века.

А вечер и ночь три команды велогонщиков провели в деревне Мокрое, что в 15 километрах от Пружан. Казалось бы, небольшое периферийное селение, но сколько труда было вложено, чтобы создать тут великолепную спортивную базу для проживания, тренировок и учебы молодых спортсменов: зал, стадион, игровые площадки, тренажеры…

Конечно, такой уровень есть не везде. Например, в агрогородке Малеч, через который пролегал путь гонщиков на последнем этапе, условия похуже. Но будущие спортсмены Володя Рудницкий и Женя Кузьмич, собирающиеся на спортивный факультет, говорят, что сельские ребята сделали себе сами зал, и больше всего увлекаются футболом. Даже на районных соревнованиях выступают. Видно, что парни толковые, с перспективой. А потому резко выделяются на фоне односельчан старшего поколения.

Вот так! Профессиональные спортсмены в свободное время интересуются музеями. Любители выходят на стадион. А комбайнер Дима Михалюк, когда после уборочной выпадает свободная минутка, садится на велосипед. Его горник объехал и трассы Каменецкого района, и пущанские тропы. Не эта ли молодежь — будущее нашей страны? Ее перспективы, ее гордость. Именно им хочется пожелать удачи в следующей велогонке, в жатве-2017. А диванным критикам — пламенный привет от настоящих пахарей! Вы держитесь там…

Спорт не стоит на месте, он постоянно развивается. В том числе благодаря и такому пелотону, как наш. А его организаторы, в свою очередь, говорят спасибо всем, кто помог провести гонку. Старший тренер национальной команды по велоспорту, член главной судейской коллегии, олимпийский чемпион Олег ЛОГВИН называет конкретные имена и организации:

— Мы благодарим руководство Брестского облисполкома, Каменецкого, Пружанского и Березовского райисполкомов, областное управление спорта и туризма в лице начальника управления Николая Глушени и главного специалиста Натальи Мелех. Спасибо брестскому отделению федерации велоспорта. Выражаем благодарность за помощь и теплый прием руководству РУП «Бреставтодор», РУП «Беларусьнефть» Брестоблнефепродукт, базе отдыха «Без проблем» — ООО «Транс Ойл Ресурс», СОАО «Беловежские сыры», ОАО «Оранчицкая птицефабрика», ОАО «Березовский мясокомбинат», веломагазину «Байк и Ролл», сети магазинов «Твой велик», сотрудникам спецподразделения «Буг»-ГАИ УВД Брестского облисполкома, работникам «скорой медицинской помощи». Особую признательность выражаю генеральному спонсору – руководству медиахолдинга СБ  «Беларусь сегодня» и, в частности, «Сельской газеты». 

alexbresta@gmail.com

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter