От общих правил – к единым стандартам

Системам образования наших стран необходимо дальнейшее сближение

Системам образования наших стран необходимо дальнейшее сближение

Первого сентября школы и вузы Беларуси и России открыли двери своих классов и аудиторий. Чем порадует нынешний учебный год наших учеников и студентов? Какие очередные шаги будут сделаны на пути формирования единого образовательного пространства наших стран? Об этом рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир ЗДАНОВИЧ.
– Первый осенний день, когда дети в праздничных нарядах заполняют учебные классы и аудитории, это большой государственный праздник для всех граждан стран – участниц Союзного государства. День, когда каждый может убедиться в реальной заботе государства о повышении уровня образования его граждан. Невзирая на сложную экономическую ситуацию, вызванную мировым кризисом, наши государства всегда находят и будут находить средства для того, чтобы дети и молодежь, да и вообще любой житель могли учиться – было бы желание.
Республика Беларусь, как и Российская Федерация, взяла курс на инновационное развитие экономики, и идти в этом направлении без опоры на качественную систему образования невозможно. Поэтому и сохраняется добрая традиция, чтобы 1 сентября ученики как в столице, так и в самых отдаленных уголках страны, приходили в отремонтированные, обновленные классы. Для этого в августе проводятся проверки готовности школ к учебному году и по их результатам выдаются “паспорта готовности”. Каждый год непременно вводятся в строй новые детские сады, школы, а иногда и корпуса новых вузов. Например, в нынешнем году в Беларуси откроются 16 объектов образования. Для ремонта школ привлекаются в основном бюджетные финансовые средства, выделенные в рамках Программы ремонта и модернизации зданий и сооружений учреждений образования на 2008–2010 годы. Эти средства в первую очередь идут на выполнение работ, от которых зависит безопасность зданий, а значит, и учеников: ремонт инженерных коммуникаций, кровель, несущих конструкций, теплосетей и так далее. В этом году из республиканского и местного бюджета на ремонт выделено 464,9 млрд рублей (около 170 млн долларов). И это в кризисный год! А вот косметический ремонт школ может вестись с привлечением средств школьных попечительских советов. И чтобы школьники больше ценили труд взрослых, в таких работах принимают участие и ученические бригады.
Но все-таки главное в оценке работы учреждений образования не внешнее оформление, а качество получаемых в них знаний.
Я сам в  школах  бываю каждый год,  и не один раз. Как и всех, меня тревожит уменьшение числа школьников в отдельных деревнях и поселках. Кое-где малокомплектные школы на селе закрываются. Разумом понимаю, что там, где обучаются три-четыре ученика, невозможно качественно организовать учебу, что переоборудование зданий с печным отоплением может обойтись дороже, чем строительство новых. А вот душа этого все равно не принимает. С другой стороны, радует, что ни один ученик не пострадал от реорганизации: в деревнях, где закрыты школы, организован подвоз детей до ближайшего учреждения образования. В 2008 году для этого закуплено около 700 школьных автобусов. А еще радует то, что благодаря поддержке государства у молодежи сохранилось самое главное – желание учиться. И условия для этого есть, причем из года в год они становятся все лучше и лучше.

Не просто схожи, а максимально близки

Коль мы строим Союзное государство, наши образовательные системы должны быть не просто схожи – максимально близки. Тем более что и нам, и россиянам здесь есть что позаимствовать друг у друга. Сегодня, работая над проектом Кодекса об образовании, белорусские парламентарии  сверяют свои шаги с теми, которые предпринимали в свое время для разработки аналогичного кодекса российские депутаты. Мы и раньше, работая над законами о высшем и общем среднем образовании, во многом исходили из опыта России, в качестве базы использовали модельные законы, разработанные Межпарламентской ассамблеей СНГ.
В будущем мы планируем по опыту России опробовать практику подачи заявлений на электронном носителе сразу в несколько вузов. Ведь таким образом мы предоставляем абитуриенту право выбора, повышаем его шанс получить высшее образование. В России вузы присылают абитуриенту свое резюме – подходит он или нет. У нас же пока выбор есть лишь на первоначальном этапе: вот, в стране 43 государственных вуза, выбирай, но только до подачи документов.
Полезным для нас может оказаться и такой российский опыт, как перечисление бюджетных средств сразу после ЕГЭ на счет вуза, в который поступил абитуриент. То есть направление финансовых потоков из бюджета вслед за абитуриентами.
А вот что касается самого централизованного тестирования, то здесь уже опыт Беларуси может быть полезен россиянам. У нас в стране к нему  абитуриенты и их родители уже привыкли и, что немаловажно, признали его. Жалоб на правила проведения ЦТ, как и на нарушение порядка тестирования в последнее время нет. Как и  лазеек для коррупции уже фактически не осталось. Хотя процедура поступления в вузы и усложнена, зато стало значительно труднее устроить в вуз безграмотного абитуриента “по блату”. Да и прозрачность зачисления практически кристальная. Основа централизованного тестирования, несомненно, должна сохраниться. Но это вовсе не означает, что правила поступления не будут совершенствоваться. После каждой вступительной кампании анализируются моменты, которые не нашли отражения в правилах и требуют отражения в законодательстве. Ведь жизнь не стоит на месте, и в любом, даже подготовленном на высочайшем уровне документе нельзя учесть все нюансы, которые связаны с конкретными людьми.

Цель ЕГЭ и ЦТ, несмотря на различие в содержании, по сути, одна — обеспечить справедливость при поступлении в вуз. Именно поэтому и возможен обмен опытом. Есть еще одна общая проблема: как за баллами не пропустить живой талант. Ведь в ряде случаев личностные характеристики абитуриента не менее важны, чем сведения о знании учебного предмета.
Полезен в деле налаживания единого образовательного пространства и взаимный обмен студентами между Беларусью и Россией. За последние десять лет общее число иностранных студентов в Беларуси выросло более чем втрое. Это говорит о том, что образовательные услуги, которые предоставляют вузы Беларуси, востребованы среди иностранцев. В прошедшем учебном году в вузах Беларуси училось свыше семи тысяч иностранных студентов из 83 стран мира. И конечно, самым крупным партнером белорусской системы образования была и остается Россия. В прошлом году белорусские вузы для учебы набрали более тысячи россиян. Кроме того, белорусские университеты поддерживают партнерские отношения с научными организациями и университетами России в рамках многочисленных договоров, в том числе и договоров об обмене студентами.
Что касается белорусских студентов в России, то их число постепенно снижается. Основная причина — высокая стоимость проживания в Москве и других крупных российских городах. Даже если в России белорусский гражданин имеет возможность учиться за счет средств бюджета, он иногда выбирает учебу в частном белорусском вузе либо на платном отделении государственного — так  получается дешевле. Вот свежий пример. По программе сотрудничества министерств образования Беларуси и России пятидесяти белорусским абитуриентам, которые не прошли по конкурсу в Белорусский национальный технический университет, предложили получить образование в престижных российских вузах, однако только восемь человек согласились поехать.
Конечно, в определенных случаях белорусское государство может поддержать материально тех ребят, кто учится за границей. Если, к примеру, мы собираемся строить атомную электростанцию, то вполне понятно, что мы заинтересованы в том, чтобы часть наших молодых людей поехала учиться в Россию, получила там соответствующее образование и вернулась работать в Беларусь. В этом случае, считаю, государство может поддержать таких специалистов, чтобы они не чувствовали себя ущемленными материально и учились с полной отдачей, не думая каждый день о хлебе насущном. Аналогично, думаю, может поступить и Российская Федерация. Но оказывать такую помощь любому, кто изъявил желание учиться за границей, вряд ли целесообразно.

Насущная необходимость

Работа по формированию единого образовательного пространства, начатая в предыдущие годы, в этом году продолжается. Расширены союзные программы по линии образования, увеличено количество общих мероприятий, есть и новые идеи.
Например, для того чтобы люди в наших странах могли получать образование, не переезжая из одного государства в другое, можно практиковать дистанционное образование. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: некоторые вузы Беларуси — БГУ, БНТУ — и аналогичные вузы в России предоставляют гражданам союзной страны услуги по дистанционному обучению. Думаю, постепенно такую систему смогут освоить большинство белорусских и российских вузов.
Все сильнее в наших странах раздаются голоса в поддержку идеи формирования единых образовательных стандартов по основным предметам. И действительно, если задуматься, такие предметы, как математика, физика, химия, — они вне политики. Как говорится, ни один государственный закон или указ не отменит законов Ньютона. Однако эти предметы можно изучать по-разному — с точки зрения и последовательности тем, и разного количества часов по ним. Считаю, нам надо таким образом согласовать наши стандарты обучения, чтобы наши ребята, переезжая из России в Беларусь и наоборот, достаточно просто включались в учебный процесс на новом месте.
Безусловно, ни мы, ни россияне не собираемся слепо копировать все идеи и все нормы законодательства друг друга, относящиеся к системе образования. Однако главные принципы и подходы здесь будут неизбежно перекликаться, ведь это на сегодня насущная необходимость. Наши рынки труда находятся рядом и взаимно открыты, наши люди активно перемещаются через границу, трудоустраиваются в союзной стране, и поэтому очень важно максимально сблизить наши образовательные системы. Надеюсь, что нынешний учебный год и в Беларуси, и в России станет годом дальнейших серьезных шагов на пути формирования единого образовательного пространства наших стран.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter