Стимулирование роста компаний и повышение качества предпринимательства: на что еще сделана ставка в развитии бизнеса до 2025 года

От общего — к частнику

Сегодня можно сказать, что белорусская экономическая модель состоялась. Сформирована нормативно-правовая база, сформулированы ключевые принципы социальной рыночной экономики, выстроены деловая среда и инвестиционный климат. Конечно, экономические процессы перманентно трансформируются, стремительно меняется внешняя среда, поэтому белорусская модель не является (и не может таковой быть) застывшей субстанцией, пластично и гибко ее приходится подстраивать под новые реалии. Но несомненно, что текущая пятилетка является в определенной степени переломной, когда поставлена задача сохранить количественный рост, при этом углубляя качественные показатели. Это касается и предпринимательской среды.

О том, какая отведена ей роль в развитии экономики в текущем пятилетии, какими инструментами предполагается стимулировать частную инициативу, «Р» рассказал заместитель министра экономики Сергей Митянский.

Переход к цифре и безбумажным лицензиям

Сергей МИТЯНСКИЙ.
фото александра кулевского.
— Сергей Витальевич, в текущей пятилетке за счет каких инструментов планируется развивать деловую активность?

— Со стратегической точки зрения государство заинтересовано в развитии предпринимательской инициативы в стране и раскрытии потенциала, которым обладают малые и средние предприятия Беларуси. Мы понимаем, что успешность бизнеса во многом зависит от существующей деловой среды. Поэтому в новой пятилетке мы предпринимаем конкретные меры для ее совершенствования.

Магистральный нормативный документ для решения этой задачи — Указ № 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования». С его принятием меняются подходы в сфере административных процедур: поставлена задача максимально сократить их число, упростить и перевести в цифровой формат. Видим два механизма решения.

Первый — сокращение до 75 процентов количества административных процедур, а также упрощение проведения оставшихся и уменьшение сроков выдачи разрешительных документов. Второй — цифровизация при осуществлении административных процедур. Перевод этой работы в электронную форму давно назрел.

Еще один значимый для бизнеса законопроект о лицензировании находится на завершающем этапе. В нем предусмотрена важная норма, которая исключает чрезмерные и необоснованные лицензионные требования для бизнеса. Плюс переход к цифре и безбумажным лицензиям.

Наряду с системными мерами инструментом пробуждения инициативности граждан станет госпрограмма «Малое и среднее предпринимательство» на период до 2025 года. Это ключевой документ, который обеспечивает ресурсную и организационную поддержку малого и среднего предпринимательства. Для реализации госпрограммы разработан комплекс из 38 мероприятий. Остановлюсь на его главных блоках. Во-первых, будет сформирован новый формат работы инфраструктуры поддержки предпринимательства. Будем создавать условия, чтобы организации, сотрудничающие с начинающим бизнесом, расширяли линейку своих услуг, активнее применяли современные цифровые технологии, увеличивали охват субъектов МСП, в том числе за счет стартапов. Для этого пересмотрим механизмы и условия предоставления государственной финансовой и нефинансовой поддержки таким организациям, определим единые подходы по оценке эффективности ее использования.

Во-вторых, по линии «государство — бизнес» продолжим деятельность по улучшению регуляторики. В числе перспективных задач — либерализация уголовной ответственности за экономические преступления, совершенствование фискального законодательства в целях оптимизации налогового бремени и упрощения налогового администрирования, разработка и введение индекса административной нагрузки на бизнес. Плюс вопросы оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативно-правовых актов. Широкое внедрение в нормотворчество института ОРВ — это страховка от появления новых барьеров для развития. Так, в наших перспективных планах — создание электронной платформы ОРВ.

И в итоге переход на качественно новый уровень системы господдержки МСП. Суть заключается в том, чтобы меры по стимулированию предпринимательской инициативы и привлечению инвестиций были сопряжены с интересами регионального развития. Изменятся подходы к определению субъектного состава МСП. Появятся дополнительные инструменты и институты его финансовой и нефинансовой поддержки. Благоприятная деловая среда позволит развивать общепризнанные инструменты прямого инвестиционного финансирования субъектов МСП: венчурные фонды, «бизнес-ангелы», гибридное и коллективное финансирование. И в этом мы тоже видим потенциал для дальнейшего развития сектора предпринимательства.

Развитие предпринимательства в нашей стране является одним из традиционных приоритетов экономики.
SENATINFORM.RU

Деловой климат — благоприятный

— Какие компании в этой пятилетке должны стать драйвером частного предпринимательства: малые, средние или большие?

— Приоритеты здесь определены давно. Это малый и средний бизнес. Он мобилен, легко находит ниши в любых рыночных реалиях и способен быстро адаптироваться к экономической конъюнктуре. Малый и средний бизнес сегодня — это четверть ВВП страны, почти треть занятых и более трети налоговых платежей в бюджет. И концептуальная цель Правительства — обеспечить увеличение вклада предпринимателей в экономику. Для этого предстоит решить комплексную задачу: стимулируя развитие сектора МСП в целом, сформулировать такие «правила игры», при которых отечественный бизнес сам стремился бы перерасти стартовую планку ИП, выйти на новый уровень, укрупняться. От такого подхода однозначно выиграет и государство: крупная компания платит больше налогов и создает дополнительные рабочие места. Выход здесь видим в выравнивании условий для субъектов предпринимательства в части налоговой нагрузки и создании равно конкурентных возможностей по видам деятельности независимо от организационно-правовой формы.

— Какую ключевую роль в этой пятилетке будет играть бизнес?

— Исторически МСП благодаря своей гибкости и оперативному реагированию на нужды населения всегда играло важную роль — насыщение потребительского рынка востребованными товарами и услугами. Кроме того, инициативные люди, реализуя себя в бизнесе, создают новые рабочие места и платят налоги в бюджет. Поэтому развитие предпринимательства в нашей стране является одним из традиционных приоритетов экономики. И деятельность по созданию благоприятного делового климата в новой пятилетке продолжится. Планируем увеличить долю МСП в валовой добавленной стоимости до 33 процентов, в выручке — до 49, экспорте товаров и услуг — до 35 и 45 соответственно, в инвестициях — до 40,1. Для решения этой мотивирующей задачи необходимы максимальные усилия и продуктивная совместная работа государства и бизнеса.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter