От «никому не нужны» до «работать прибыльно»

БОЛЕЕ 26 лет возглавлял Гомельский мотороремонтный завод Анатолий ИЩЕНКО. До него здесь за 10 лет сменилось 9 руководителей. За безупречный труд Анатолий Моисеевич был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Анатолий Моисеевич родом из Украины. Среднюю школу окончил в Кировограде, а затем — Институт водного хозяйства в Ровно. По распределению попал в Беларусь на торфозавод «Большевик», что под Гомелем. За 14 лет прошел путь от простого инженера до заместителя директора завода. В 70-е годы на Гомельском мотороремонтном заводе сложилась довольно непростая ситуация: руководство завода менялось каждый год, и Анатолия Моисеевича направили поднимать предприятие.

Как Анатолий Ищенко поднял завод

БОЛЕЕ 26 лет возглавлял Гомельский мотороремонтный завод Анатолий ИЩЕНКО. До него здесь за 10 лет сменилось 9 руководителей. За безупречный труд Анатолий Моисеевич был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Анатолий Моисеевич родом из Украины. Среднюю школу окончил в Кировограде, а затем — Институт водного хозяйства в Ровно. По распределению попал в Беларусь на торфозавод «Большевик», что под Гомелем. За 14 лет прошел путь от простого инженера до заместителя директора завода. В 70-е годы на Гомельском мотороремонтном заводе сложилась довольно непростая ситуация: руководство завода менялось каждый год, и Анатолия Моисеевича направили поднимать предприятие.

…Первые месяцы на мотороремонтном были самыми тяжелыми.

— Представьте себе, что на заводе работает всего один сварщик, — вспоминает Анатолий Моисеевич. — Не хватало и других специалистов. Не было и нормального оборудования. А перед селом были поставлены серьезные задачи — повышение урожайности, обеспечение надежной кормовой базы, и наша помощь ему была крайне необходима.

С приходом на завод нового директора началась модернизация и расширение производства, подбор высококвалифицированных кадров. Ремонтировали двигатели и узлы тракторов разных марок. В августе 1976 года завод перешел на ремонт двигателей Д-50 и Д-50л на две области — Гомельскую и Могилевскую. Специализация завода на этом двигателе дала возможность улучшить его качество до 80 процентов. При Анатолии Ищенко перешли к ремонту более мощных двигателей — Д-240 и его модификаций для Минского моторного завода на тракторы «МТЗ-80».

Несколько позже был построен и введен в эксплуатацию цех нестандартного оборудования, который выпускал оснащение для пищевой промышленности, корпус по обкатке двигателей, что позволило улучшить качество и условия труда рабочих. Со временем предприятие освоило ремонт узлов и агрегатов комбайна «КСК-100», который только начал выпускать завод «Гомсельмаш». На мотороремонтном был построен и новый цех для ремонта этих комбайнов и его модификаций с целью снижения себестоимости этого вида работ. В год их восстанавливали до 120 штук. Приступили также к ремонту жаток травяных и кукурузных и даже гидростатики комбайнов. Это было второе рождение завода: новые цеха, технологии, продукция.

При директоре Ищенко разработана и введена первая очередь комплексной системы управления качеством выпускаемой продукции и оплаты труда.

Не менее сложным был для Гомельского мотороремонтного завода, впрочем, как и для всей страны, 1991 год.

— Я бы сказал, что самыми трудными были четыре года после перестройки, — вспоминает Анатолий Ищенко. — Мы никому были не нужны. Ремонтные работы были невостребованы, наша новая продукция лежала мертвым грузом на складах… А потому приходилось начинать все фактически с нуля. Мы ездили по стране, искали новые рынки сбыта, новых клиентов, чтобы зарабатывать деньги.

По словам Анатолия Моисеевича, после распада Советского Союза из Прибалтики в нашу страну перестала поступать доильная техника. И тогда конструкторы Гомельского мотороремонтного завода приступили к разработке своих насосных вакуумных станций, которые предназначались для создания выкууметрического давления в системе машинного доения коров, а также применялись в отраслях промышленности, технологические процессы которых требовали создания вакуума. К слову, насосные станции тогда пользовались огромным спросом не только в нашей стране, но и в соседних областях России.

— Мы постоянно следили за состоянием дел в промышленности, в сельском хозяйстве, — вспоминает Анатолий Ищенко, — и научились быстро перестраивать производство. Работа на предприятии была сезонной, и после окончания сельхозработ спрос на двигатели резко падал. Мы запустили в производство новую доильную установку «Алеся», с помощью которой можно было подоить двух коров за 15 минут, освоили ремонт вагонных компрессоров, выпуск центробежных насосов, арочников, грузовых тележек… Многогранность ассортимента позволила коллективу завода держаться на плаву и работать с прибылью. Только в 1996 году объем выпуска продукции составил 120 процентов к уровню предыдущего года.

Понятно, что за этапами развития Гомельского мотороремонтного завода стоит его руководитель — Анатолий Ищенко. Его знают как грамотного, порядочного, трудолюбивого и делового человека. У него, как и у каждого руководителя, были часы приема по личным вопросам, но он никогда не придерживался их. Каждое утро он приходил на завод, чтобы побывать в цехах и встретится с рабочими. Все вопросы и проблемы люди высказывали Анатолию Моисеевичу прямо здесь, не отходя далеко от рабочего места. И он всегда прислушивался к ним, что очень помогало ему и в руководстве коллективом, и в достижении результатов.

Будучи директором предприятия, Ищенко много сделал для людей. Огромное внимание уделялось условиям труда и быта, оперативно решались социальные вопросы. Участвовал завод и в долевом строительстве квартир для рабочих и ИТР, а также общежития для малосемейных. На балансе завода был свой детский оздоровительный лагерь «Космос», где ежегодно могли отдыхать дети работающих на предприятии. Из числа работников мотороремонтного завода было создано садовое товарищество. Осенью руководство завода постоянно следило за тем, чтобы люди были обеспечены на зиму овощной продукцией.

Когда Анатолию Ищенко исполнилось 60 лет, он ушел на заслуженный отдых, но ненадолго.

— Как-то встретил я тогдашнего генерального директора Гомельоблдорстроя Вадима Кравченко, и он позвал меня к себе на работу, — рассказывает Ищенко. — Он тогда организовывал цех по ремонту двигателей, нестандартного оборудования для асфальтных заводов. Там у них уже было все спроектировано, но неправильно. Вадим Михайлович дал мне полную свободу действий, и со временем здесь мы наладили стабильную работу. Был создан моторный участок, где мы работали по новой схеме. Выпускали нестандартное оборудование под заказ и 30 двигателей в месяц. Кстати, сейчас этот завод нестандартного оборудования работает на «Газпром».

Несколько месяцев назад Анатолий Ищенко оставил свое дело молодежи и ушел на заслуженный отдых, но без дела сидеть не может. Он уже более 50 лет водит машину, на которой ездит на свой дачный участок в красивейшем уголке под Гомелем — Ченки, где он выращивает овощи, разводит кур и держит небольшую пасеку.

— Не на продажу все это, конечно, но для своей семьи хватает, — улыбается он. — Еще и гостям остается. А вообще, дача — это для души. Там свежий воздух, цветы и тишина, которой так не хватает в городе.

Кстати, как шутит сам Ищенко, он всю жизнь живет в цветнике. В его семье, кроме жены, две взрослые дочери и три внучки. А недавно появился на свет единственный внук — Данилка. Так что, если оглянуться назад — жизнь удалась.

Выпуск подготовили Александр КУРЕЦ, Наталья ВАКУЛИЧ, Эльвира СТАРОВОЙТОВА, Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

 Михаил ЯГЕЛО

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter