От нашего сельского корреспондента

На улице не на шутку разыгрался снегопад, швыряя в лицо раннему путнику очередную порцию белых хлопьев. Пустынна темная улица деревни, поздно нынче пробуждается Поречье. Оно и понятно: сегодня жители этого населенного пункта — в основном пенсионеры, которым и спешить особенно некуда. И все же в некоторых домах на исходе ночи светились окна. Горел свет и в хате Ивановых, хотя здесь меня и не ждали. Вместе с гостеприимными хозяевами — Михаилом Сидоровичем и его третьей супругой Тамарой Константиновной — сидим за чашкой чая в жарко натопленной избе, неторопливо беседуем о житье-бытье, перебираем пожелтевший от времени семейный архив — грамоты, вырезки из газет, другие документы.

Один из старейших авторов «БН» Михаил ИВАНОВ живет в деревне Поречье Пуховичского района.

На улице не на шутку разыгрался снегопад, швыряя в лицо раннему путнику очередную порцию белых хлопьев. Пустынна темная улица деревни, поздно нынче пробуждается Поречье. Оно и понятно: сегодня жители этого населенного пункта — в основном пенсионеры, которым и спешить особенно некуда. И все же в некоторых домах на исходе ночи светились окна. Горел свет и в хате Ивановых, хотя здесь меня и не ждали. Вместе с гостеприимными хозяевами — Михаилом Сидоровичем и его третьей супругой Тамарой Константиновной — сидим за чашкой чая в жарко натопленной избе, неторопливо беседуем о житье-бытье, перебираем пожелтевший от времени семейный архив — грамоты, вырезки из газет, другие документы.

В ЭТОМ АРХИВЕ — весь жизненный путь ветерана Великой Отечественной войны и труда, одного из старейших подписчиков и селькоров главной крестьянской газеты республики. За окном уже бушует настоящая метель, и это вызывает у главы семьи неподдельную радость. Перехватив мой недоуменный взгляд, хозяйка пояснила: «У нас распределены обязанности по дому. Истопить печь, расчистить дворовую территорию от снега — это заботы супруга. Так что работа сегодня для него будет. Ради разминки он и топор в руки возьмет, дров наколет, хотя на зиму запасли их с лихвой. Для этого специально несколько десятков суковатых колодок оставляем с осени. И это несмотря на то, что моему Сидоровичу уже 97-й годок пошел. Есть у него и другие секреты поддержания тонуса. Один из них — пчеловодство. Уход за пасекой не только скрадывает время, но и является бальзамом для души». Потому нет ничего удивительного в том, что на мой вопрос о секрете долголетия Михаил Сидорович тут же ответил: «В активном, здоровом образе жизни, которому в значительной степени способствует сельская местность. Уважающему себя человеку некогда в деревне баклуши бить, у него полно забот и на работе, и по подсобному хозяйству».

А что это действительно так, Михаил Иванов знает по собственному опыту. Уроженец шумилинской деревни Ходнище, он рано остался без родителей (мать умерла при родах, отца убили белополяки в гражданскую войну). Мальчишку взял на воспитание дядя, семья которого и так жила впроголодь. Да и откуда быть тому богатству, если земли-кормилицы у него было всего полтора гектара? А тут лишний рот появился. Так что хлеб сироте пришлось отрабатывать сполна. Через некоторое время в судьбе парнишки произошел крутой поворот: спасая от голодной смерти, опекун отправил его к родственникам в Витебск. Там и случилось непредвиденное: катался «зайцем» на трамвае, да и оказался в милиции. И поскольку у ребенка не было документов, а адреса родственников он не знал, его определили в детский дом, а оттуда через некоторое время отправили в трудовую школу в Могилев. Там подросток получил семилетнее образование и профессию портного. В то время она была одной из самых престижных, или, как сегодня шутит Михаил Сидорович, хлебной. И в этом есть доля правды: в 20—50-х годах прошлого столетия портной был востребован. В этом Иванов убедился на собственном опыте, работая в артели в местечке Пуховичи, куда прибыл по распределению. Здесь без отрыва от производства он получил аттестат зрелости, после чего молодого человека направили на шестимесячные курсы учителей. В 1939 году его назначили заведующим начальной школой в Выемке. И хотя Иванов сменил профессию, в свободное время часами просиживал за швейной машиной. Более того, в годы Великой Отечественной войны в партизанской зоне был лучшим мастером своего дела. К слову, и сегодня в доме ветерана как реликвия о тех грозных годах хранится та самая швейная машинка.

После освобождения района от немецко-фашистских захватчиков его призвали в армию. Щетин, Кенигсберг, Данциг, Росток — боевой путь ветерана. О доблести солдата говорят награды, самая дорогая — медаль «За отвагу». Был ранен, контужен. Домой вернулся в декабре 1945 года. Здесь его ждали жена Галина с двумя сыновьями, которые чудом уцелели во время последней блокады партизанской зоны. И уже через месяц бывший фронтовик приступил к обязанностям директора школы-семилетки в деревне Синча. Затем по просьбе Михаила Сидоровича его перевели поближе к семье, учителем в Поречье.

ТРУДНОЕ было время. Голод, разруха. Люди жили в землянках. Не было тетрадей, учебников. Детишки писали на дощечках углем, а грамоте учились по газетам, которые берегли как зеницу ока. Одним из немногих подписчиков на периодические издания был школьный учитель Михаил Иванов. А предпочтение отдал газете «Савецкі селянін». Свой выбор он объяснил так: «Если человек действительно хочет связать судьбу с деревней, его обязательно должен интересовать и уклад сельской жизни. Не покривлю душой, данное утверждение актуально и в наши дни. К чести главной крестьянской газеты республики, она исправно несет свою миссию. Поэтому и являюсь ее постоянным почитателем на протяжении вот уже 64 лет».

Вспоминает ветеран и о том, как на завалинках или в прокуренной табачным дымом избе мужики до дыр зачитывали «сельчанку», до хрипоты в голосе обсуждали материалы. Не пропускали ни одного номера, хотя иногда из-за снежных заносов газета вовремя не приходила. И тон в дискуссиях задавал сельский учитель Михаил Иванов.

Восставали из пепла сожженные деревни, возрождались разграбленные немцами колхозы. Налаживалась жизнь и в Поречье. «А почему бы мне не поделиться радостью сельчан с другими людьми?» — пришла как-то в голову мысль. Полночи просидел над своим первым в жизни «опусом» в газету. Бросил в почтовый ящик письмо и в суете деревенской жизни забыл о нем. А недели через полторы в «Колхозной правде» была напечатана его заметка о том, как труженики колхоза «Культура» Пуховичского района готовят и доставляют на поля торф под урожай 1951 года. Та публикация и стала началом активного сотрудничества селькора Иванова с «сельчанкой», которое продолжается и сегодня. Свидетельством тому служат многочисленные газетные вырезки в семейном архиве из «Колхозной правды», «Сельской газеты» и «Белорусской нивы». К слову, его последний материал был опубликован 30 декабря 2010 года.

ГЕРОИ его публикаций — односельчане: механизаторы, животноводы, работники торговли, учителя, ветераны войны и труда. Не оставлял без внимания волокиту, бюрократизм и равнодушие чиновников. К подбору фактов селькор подходил взвешенно. Так, в начале 50-х годов прошлого века в деревне Поречье под предводительством ответственного работника Пуховичского райисполкома и секретаря партийной организации местного колхоза с церкви были сброшены кресты и купола. Любое издание того времени с удовольствием напечатало бы материал об этом. И хотя Михаил Иванов всю жизнь относит себя к атеистам, однако от предложения сообщить о событии в прессу отказался.

Пробовал себя Иванов и в литературных жанрах. «Сельчанка» неоднократно печатала его стихотворения, небольшие рассказы. К слову, на одной из своих литературных страниц в 1957 году «Колхозная правда» опубликовала его рассказ «Лекарь».

Несмотря на солидный возраст, Михаил Сидорович ведет активную работу по сбору материалов по истории деревни Поречье. А она у нее интересная и богатая. Всемирную известность этому населенному пункту (о существовании его знают в Германии, Голландии, Израиле, Франции, США и других странах мира) принесли его жители. В годы Великой Отечественной войны, рискуя собственной жизнью, они приютили в своих семьях 40 вывезенных из Минска еврейских детей (двое из них нашли пристанище у тещи Иванова). За этот гражданский подвиг Иерусалимский институт Яд-Вашем удостоил многих сельчан почетного звания «Праведник мира». В честь их здесь установлен единственный в мире памятный знак. Каждый год сюда приезжают из ближнего и дальнего зарубежья живые свидетели тех событий или родственники. И в гостеприимном доме Иванова каждый из них находит приют. Для самого Михаила Сидоровича такие встречи — это новые страницы истории деревни.

«ЖИЗНЬ — штука сложная», — раз за разом повторяет Михаил Иванов. Всякое пришлось повидать ему на своем пути, до дна испить чашу радости и горя. Михаил Сидорович — один из немногочисленных долгожителей деревни. Он гордится тем, что собственными руками поставил два дома, посадил сад, вырастил двоих сыновей, носит почетное звание прапрадедушки. Теплые воспоминания и любовь в сердце сохранил к ушедшим из жизни первой жене, с которой в мире и согласии прожил 59 лет, и сыновьям. Не сломило его горе, а закалило. И сегодня ветеран бодр, весел и радуется жизни.

Николай ГРИГОРОВИЧ, «БН»

НА СНИМКЕ: Михаил ИВАНОВ и Фрида РЕЙЗМАН, спасенная во время Великой Отечественной войны жителями деревни Поречье.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter