От меценатства к инвестициям

Спорт и бизнес в Беларуси нашли новую форму взаимодействия

Спорт и бизнес нашли новую форму взаимодействия

Олимпийские медали и чемпионские места невозможно купить. Но без денег до них тоже не доберешься. Конечно, никакие финансовые вливания не помогут бездарности выбиться в лучшие. Но талант чахнет без материальной поддержки, как редкое растение без должного ухода. Экономисты доказали почти с математической точностью прямую зависимость ВВП и спортивных успехов. Теория если и спорная, то, несомненно, имеющая под собой конкретную эмпирическую основу. Например, чтобы вырастить теннисиста международного уровня, на развитие спортсмена необходимы десятки тысяч долларов. В советские времена материальную сторону спортивной карьеры перспективных атлетов безапелляционно взваливало на свои плечи государство. В капиталистическом мире большинство спортивных издержек покрывается за счет частного бизнеса. В Беларуси бизнес также участвует в социальных проектах. Но в большинстве случаев не видит в этих вложениях никакой пользы.

Спорт всегда отличался высокой конкуренцией талантов, техники, тренеров. И финансов. Без денег на вершины международных состязаний выйти практически невозможно. Директор Белорусской федерации тенниса Игорь Кузьмин отметил: чтобы подающий надежды теннисист мог достойно смотреться на «взрослом» корте, начинающему дарованию необходимо ежегодно участвовать в 10—15 зарубежных турнирах. Специфика тенниса, как и любого игрового вида спорта, — мастерство оттачивается не только на тренировках, но и во время соревнований. «Законсервировавшись» в национальных чемпионатах, даже перспективные и талантливые молодые спортсмены нередко «плывут» в матчах с зарубежными спортсменами. Поэтому, уверен Игорь Кузьмин , необходимо с юных лет постоянно ездить на международные соревнования. Но удовольствие это дорогое, требует вложения десятков тысяч долларов в год. И, к сожалению, далеко не все родители молодых теннисистов обладают соответствующими финансовыми возможностями. Государственных средств тоже недостаточно на поддержку карьерного роста дарований.

В Беларуси много перспективных теннисистов, но до высот на «большом» корте большинство, к сожалению, не доходят. К этой проблеме недавно привлек внимание известный белорусский теннисист, олимпийский чемпион Максим Мирный и генеральный директор сети магазинов «Евроопт» Андрей Зубков. Именитый спортсмен и топ-менеджер сыграли показательный парный матч. Причем партнершей Максима Мирного стала 12-летняя Полина Кузьмина, а Андрея Зубкова — первая ракетка в европейском рейтинге среди девушек в возрасте 16 лет, чемпионка Беларуси Ирина Шиманович. Корт соорудили прямо перед входом в гипермаркет «Евроопт», поэтому игру с интересом наблюдали покупатели. Впрочем, кто победит в данном случае, было совершенно не важно. Цель акции — показать, что белорусский теннис жив и есть молодые люди, способные продолжить его традиции. После матча Андрей Зубков сделал заявление: сеть магазинов «Евроопт» приняла решение выделить гранты одаренным молодым теннисистам. Средства будут выделяться целевые, чтобы перспективные игроки имели возможность выезжать за рубеж на соревнования и проходить обучение в лучших теннисных академиях.

Максим Мирный заметил, что это одна из самых благоприятных новостей для белорусского тенниса за последнее время. Спортсмен также посетил и гипермаркет этой сети, продегустировал продукцию их собственного производства. Будет ли он участвовать в рекламных акциях сети? Максим Мирный этого не исключает. Впрочем, симбиоз спорта и бизнеса на Западе давно приносит взаимовыгодные успехи. Правда, в Беларуси такое партнерство делает только первые шаги. Конечно, крупные компании оказывают спонсорскую помощь различным клубам, участвуют в финансировании возведения объектов, проведении соревнований. Но по своей сути эта помощь больше напоминает меценатство. Между тем в западных странах спорт рассматривается бизнесом как один из мощных коммуникационных каналов с обществом, а известные спортсмены способствуют продвижению и укреплению национальных брендов.

Причем между звездами и компаниями выстраиваются достаточно сложные отношения. Не искушенные в бизнесе обыватели могут ошибочно полагать, что за деньги можно «купить» любого чемпиона. Но знаменитые на весь мир спортсмены очень пристально относятся к своим коммерческим партнерам. Никто не будет иметь дело с компанией, репутация которой подмочена. Ибо отрицательный имидж распространится и на спортсмена, что сразу отразится на всех аспектах дальнейшей карьеры. В свою очередь, компании тоже выбирают чемпионов с незапятнанным именем. Ибо любой скандал, связанный с допингом, наркотиками, аморальным поведением, сразу бросает тень и на бренд, с которым звезда ассоциируется. Тем не менее симбиоз спорта и коммерческого сектора укрепляет совокупный имидж. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter