Лето на исходе. Значительная часть сельскохозяйственных работ уже завершена, потихоньку подступает осенняя прохлада. 22 августа в народном календаре — Матвей, так что во всех смыслах «пасля Мацея мужык на полi ўжо не пацее».
![](/upload/medialibrary/ef0/ef039eced1d133cd9259822bf04a8356.jpg)
23 августа вспоминают святого мученика Лаврентия. Если стоит сильная жара, то, по приметам, тепло продержится практически всю осень. Аналогично — с дождями, которые могли зарядить аж до ноября. Хорошо если день выдастся спокойным: «осень и зима в согласии живут, если на Лаврентия вода тихая и дождик». У нас в некоторых регионах (особенно западных) этот день считался практически праздничным, ведь проходил первый выезд на мельницу с новым зерном: «На Лаўрына спяшайся да млына». И, собирая утром своего хозяина на мельницу, хозяйка готовила основательный завтрак, правда, в соответствии с еще продолжающимся постом, а не легкий перекус, ведь работа предстояла не только трудная, но и торжественная. Часто первая мука из нового урожая не сразу вся шла в дело: ее добавляли в более позднюю муку маленькими порциями, «па жменьцы», считая особо «спажыўнай» и щедрой.
На Витебщине старались на протяжении всей недели не сеять озимые, называли неделю «чарвiвай», потому что приметили: хлеб из посеянного в этот период зерна получается невкусным, а в муке заводятся жучки.
27 августа завершающий день «Спасаўкi–ласаўкi» и день пророка Михея. Сильные дожди считались предвестниками ненастного сентября. А «если на Михея дуют ветры–тиховеи — это к такой же ветреной осени».
28 августа — в православных храмах отмечают Успение Пресвятой Богородицы. В честь Богоматери в Беларуси освящены многие храмы. В народной традиции церковное название трактуют по–своему, рассматривая успение, вечный сон, как успокоение природы и земли–матушки, отдавшей все свои жизненные силы урожаю: «Святая Прачыстая — поле урачыстае». На Успение в церквах освящали новый хлеб: «Прачыстая прынясе хлеба чыстага». «Прачыстая» подводила своеобразный итог всех крестьянских трудов. После этого дня там, где уже собрали урожай, начинали сеять озимые: «Да святла араць, то лiшнюю капу потым нажаць», так что работа практически не прекращалась. Один из народных вариантов названия Успения — «Зельная» — связывали с тем, что вместе с хлебом в храмах освящали и «розную зелянiну». В южных регионах копали картошку: «Спяленне — цягнi бульбу за карэнне». К названию «Прачыстая» непременно добавлялось уточняющее «Вялiкая», «Бальшая», «Першая», потому что существовала еще «Малая», «Меншая», «Другая» — Рождество Богородицы 21 сентября. Оба праздника связывались воедино: «Бальшая Прачыстая снапкi падае, а Меншая — складае». Вместе с Покровом они составляли цикл «Багародзiцкiх святкаў».
С именем Богородицы связаны и народные названия некоторых цветов: примула — «Божай Мацеры пальчыкi», яснотка — «Божай Мацеры чаравiкi». Яснотка — трава с небольшими голубыми цветками, происхождение которых объясняли тем, что, когда Божия Матерь шла по полю, с ее ноги упал «чаравiк», и где она ступала босой ногой, там вырастали эти скромные цветочки.
Советская Белоруссия № 159 (25041). Пятница, 19 августа 2016