Календарь и традиции

От Матвея до Михея

Лето на исходе. Значительная часть сельскохозяйственных работ уже завершена, потихоньку подступает осенняя прохлада. 22 августа в народном календаре — Матвей, так что во всех смыслах «пасля Мацея мужык на полi ўжо не пацее».



23 августа вспоминают святого мученика Лаврентия. Если стоит сильная жара, то, по приметам, тепло продержится практически всю осень. Аналогично — с дождями, которые могли зарядить аж до ноября. Хорошо если день выдастся спокойным: «осень и зима в согласии живут, если на Лаврентия вода тихая и дождик». У нас в некоторых регионах (особенно западных) этот день считался практически праздничным, ведь проходил первый выезд на мельницу с новым зерном: «На Лаўрына спяшайся да млына». И, собирая утром своего хозяина на мельницу, хозяйка готовила основательный завтрак, правда, в соответствии с еще продолжающимся постом, а не легкий перекус, ведь работа предстояла не только трудная, но и торжественная. Часто первая мука из нового урожая не сразу вся шла в дело: ее добавляли в более позднюю муку маленькими порциями, «па жменьцы», считая особо «спажыўнай» и щедрой.

На Витебщине старались на протяжении всей недели не сеять озимые, называли неделю «чарвiвай», потому что приметили: хлеб из посеянного в этот период зерна получается невкусным, а в муке заводятся жучки.

27 августа завершающий день «Спасаўкi–ласаўкi» и день пророка Михея. Сильные дожди считались предвестниками ненастного сентября. А «если на Михея дуют ветры–тиховеи — это к такой же ветреной осени».

28 августа — в православных храмах отмечают Успение Пресвятой Богородицы. В честь Богоматери в Беларуси освящены многие храмы. В народной традиции церковное название трактуют по–своему, рассматривая успение, вечный сон, как успокоение природы и земли–матушки, отдавшей все свои жизненные силы урожаю: «Святая Прачыстая — поле урачыстае». На Успение в церквах освящали новый хлеб: «Прачыстая прынясе хлеба чыстага». «Прачыстая» подводила своеобразный итог всех крестьянских трудов. После этого дня там, где уже собрали урожай, начинали сеять озимые: «Да святла араць, то лiшнюю капу потым нажаць», так что работа практически не прекращалась. Один из народных вариантов названия Успения — «Зельная» — связывали с тем, что вместе с хлебом в храмах освящали и «розную зелянiну». В южных регионах копали картошку: «Спяленне — цягнi бульбу за карэнне». К названию «Прачыстая» непременно добавлялось уточняющее «Вялiкая», «Бальшая», «Першая», потому что существовала еще «Малая», «Меншая», «Другая» — Рождество Богородицы 21 сентября. Оба праздника связывались воедино: «Бальшая Прачыстая снапкi падае, а Меншая — складае». Вместе с Покровом они составляли цикл «Багародзiцкiх святкаў».

С именем Богородицы связаны и народные названия некоторых цветов: примула — «Божай Мацеры пальчыкi», яснотка — «Божай Мацеры чаравiкi». Яснотка — трава с небольшими голубыми цветками, происхождение которых объясняли тем, что, когда Божия Матерь шла по полю, с ее ноги упал «чаравiк», и где она ступала босой ногой, там вырастали эти скромные цветочки.

Советская Белоруссия № 159 (25041). Пятница, 19 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter