Необходимость реформирования Организации Объединенных Наций в той или иной степени все чаще становится темой как для рассуждения экспертного сообщества, так и заявлений мировых политиков. За 76 лет существования ООН показала как несомненно сильные, так и откровенно слабые свои стороны. Можно сказать, что в первые четыре десятилетия самая известная Организация действительно стремилась функционировать как международный институт мира и безопасности. Однако в последние 30—35 лет ее достижения незначительны: все чаще ООН лишь беспомощно взирает на нарушения ее членами норм международного права. А некоторые государства, по инициативе которых она и учреждалась, вовсе перестали считаться с нею. Становится все очевиднее: ООН нуждается в серьезной перезагрузке. И — в принципиально новом формате.
Турецкий гамбит
Недовольство нынешней ООН начинает звучать все громче. На прошлой неделе президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время визита в Анголу выступил против «горстки стран-победителей» во Второй мировой войне, заявив, что у Совбеза ООН нет права решать судьбы человечества. Турецкий лидер назвал немыслимым положение вещей, при котором архитектура глобальной безопасности остается прежней, в то время как мир меняется: дипломатия, торговля и международные отношения претерпевают радикальные преобразования. Как справедливо заметил Эрдоган, «мир больше пяти», подразумевая пятерых постоянных членов Совбеза ООН.И заявленное было не спонтанным. Двумя неделями ранее турецкий лидер выпустил книгу «Более справедливый мир возможен», в которой акцентировал внимание на проблемах глобальной политики, в частности на ее двойных стандартах. Эрдоган выразил мнение, что Совет Безопасности ООН, куда входят Россия, США, Китай, Великобритания и Франция, должен быть фундаментально реформирован.
Примечательно, что предложение Эрдогана о реформе Совбеза ООН нашло понимание и среди его членов. МИД Франции напомнил, что Париж давно поддерживает идею о расширении Совета Безопасности. Пять лет назад об этом объявила и Москва, причем Россия принципиально выступает за расширение представленности в Совбезе развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Однако на прошлой неделе в ходе пленарного заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» Президент России Владимир Путин заявил:
— Если мы разрушим право вето постоянных членов (Совета Безопасности ООН. — Прим. ред.), то Организация Объединенных Наций умрет в этот же день, она превратится в Лигу наций.
Свое видение реформирования ООН есть и у нашей страны — одной из учредителей Организации. В начале октября 2018 года на общей дискуссии 73-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке министр иностранных дел Владимир Макей заявил, что для содействия государствам в решении амбициозных задач Повестки-2030 (достижения Целей устойчивого развития) необходимы эффективные команды ООН на местах, которые смогут результативно и рационально поддерживать правительства на пути к устойчивому развитию.
Неторопливый дух реформаторства
Необходимость реформирования ООН продиктована не только изменением реалий, но и почти четырехкратным увеличением числа государств-членов (с 51 в 1945 году до 193 в 2021-м). Еще в 1997 году тогдашний Генсек ООН Кофи Аннан предложил план, в котором были сформулированы основные принципы реформы, направленной на оптимизацию работы. В 2002-м разработан второй пакет реформ, а в 2005-м Аннан обнародовал доклад по реформированию «В условиях большей свободы — к безопасности, развитию и соблюдению прав человека для всех».Однако механизм ООН настолько громоздок, что его реформирование идет весьма туго. И главные разногласия вызывает вопрос о будущем как раз Совета Безопасности. Его состав расширялся лишь однажды — в 1963 году, когда количество членов Совбеза было увеличено с 11 до 15 за счет непостоянных членов.
Сегодня все члены ООН разделяют мнение о необходимости реформирования Совбеза, но варианта, который устроил бы подавляющее большинство государств-членов, пока нет.
Кризис ответственности
Неповоротливость ООН и конъюнктурное поведение многих государств отмечал не раз и Президент нашей страны. Выступая в сентябре 2015 года на пленарном заседании Саммита ООН по устойчивому развитию в Нью-Йорке, Александр Лукашенко отмечал:— Современный мир испытывает кризис ответственности. Потому что эгоистические интересы и сиюминутные выгоды главенствуют при принятии многих решений. Действия ряда государств на международной арене часто не учитывают конкретную реальность и особенности других стран и обществ.
Слова белорусского лидера, звучавшие с трибуны ООН шесть лет назад, сегодня оказались пророческими. И выступают лучшим ответом для тех, кто винит в сегодняшнем миграционном кризисе, захлестнувшем Европу, нашу страну.Ведь еще в 2005-м Александр Лукашенко говорил мировому сообществу:
— Уверен, будь по-другому — не было бы сотен тысяч людских жертв в Ираке, Ливии, Сирии и других странах, откуда хлынули потоки беженцев, спасающихся от войны. Не допустили бы появления «Исламского государства». Не было бы вспышек терроризма в Европе и гражданской войны в Украине. Список этих «не было бы» можно продолжать долго.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Посмотрите на огромное количество резолюций, принимаемых в ООН. Но разве голосование по ним влияет на разрешение конфликтов? Разве оно служит консолидации мирового сообщества? Разве эти резолюции улучшают жизнь народов? Давайте честно скажем: «Не улучшают!» Проголосовали и разделились на наших и ваших. В итоге еще больше недоверия и разобщенности. Глубоко убежден, что ООН не должна использоваться для демонстрации чьей-то силы. Это ослабляет Организацию, разрушает доверие к ней, противоречит самой ее природе и предназначению. Надо положить конец этой порочной практике. ООН должна быть форумом сотрудничества, а не конфронтации государств.
(Из выступления на пленарном заседании Саммита ООН по устойчивому развитию, 27 сентября 2015 г.)
— Посмотрите на огромное количество резолюций, принимаемых в ООН. Но разве голосование по ним влияет на разрешение конфликтов? Разве оно служит консолидации мирового сообщества? Разве эти резолюции улучшают жизнь народов? Давайте честно скажем: «Не улучшают!» Проголосовали и разделились на наших и ваших. В итоге еще больше недоверия и разобщенности. Глубоко убежден, что ООН не должна использоваться для демонстрации чьей-то силы. Это ослабляет Организацию, разрушает доверие к ней, противоречит самой ее природе и предназначению. Надо положить конец этой порочной практике. ООН должна быть форумом сотрудничества, а не конфронтации государств.
(Из выступления на пленарном заседании Саммита ООН по устойчивому развитию, 27 сентября 2015 г.)
К новой мировой архитектуре?
Свое видение причин несостоятельности декларируемой сегодня мировой архитектуры, а потому и эффективности ООН в принципе, высказал в сентябре в Минске известный российский экономист, общественный деятель, публицист и телерадиоведущий Михаил Хазин. Он в свойственной ему манере вообще развеял легенду о существовании международного права:— В политике существует только одно право — право сильного. Если вы недостаточно сильны, чтобы себя защитить, можете быть уверены, что вас уничтожат.Однако Михаил Хазин мыслит шире и говорит о несостоятельности не международного права или ООН, а современной мировой архитектуры целиком. И западной экономической политики в частности:
— Дело в том, что экономическая модель, победившая в 1991 году, которую продвигают либеральные пропагандисты, изжила себя. Кризис, разрушающий ее, начался в 2008 году. И с этого периода мировая экономика уже не растет. А все легенды о процветании построены на единственном инструменте — занижении реальной инфляции. Были периоды восстановительного экономического роста, но спад продолжается.
Сегодня мир движется навстречу принципиально новой архитектуре, считает российский эксперт, — к распаду на валютные зоны. И произойдет это, скорее всего, в ближайшие два-три года:
— Именно в 2024 году ожидаются выборы в США и России. Еще в этом году мы увидим выборы в Германии, в следующем — во Франции. Еще три года эта система не протянет, через два года мы не узнаем политическую карту мира.
Спокойствие, только спокойствие!
По этой причине Михаил Хазин призвал спокойно взирать и на различные рычаги экономического давления Запада на наши страны, в частности, на антибелорусские санкции. Эксперт пояснил:— После распада мира на валютные зоны сохранить экономические связи с Западом все равно бы не получилось. Надо строить евразийскую экономическую систему. В ней будет много стран. Больше, чем республик, которые входили в состав СССР. В их числе — Турция, Иран, скорее всего Япония. И по этой причине не нужно смотреть на Запад.
Эксперт подчеркнул:
— Это не Запад обидел Беларусь. Это вы решили играть в игру с теми странами, которые в принципе не воспринимали Беларусь как партнера. С ними невозможно договориться. Мы начинаем строить новый мир — именно об этом шла речь на недавней встрече глав двух государств — Лукашенко и Путина.Подобного мнения придерживается и государственный деятель Израиля, эксперт в области военно-политических вопросов Яков Кедми:
— Санкции могут принести ущерб не только тем, против кого направлены, но и тем, кто их ввел. Беларуси нечего бояться. Пока за вами Россия и немножко Китай, вы можете совершенно спокойно заниматься вашими делами, строить страну так, как вы хотите, так, как нужно вашему народу.
МНЕНИЕ КИТАЯ
Председатель КНР Си Цзиньпин призвал защищать международную систему с центральной ролью ООН, а также решительно оберегать авторитет и статус Организации. Такое заявление он сделал в начале этой недели, выступая 25 октября на торжественном собрании по случаю 50-летия восстановления законного места КНР в ООН. По его словам, международные правила могут устанавливаться лишь совместно всеми членами ООН:
— Международные правила должны соблюдаться всеми 193 государствами — членами ООН, не существует и не должно быть никаких исключений.
Как отметил Си Цзиньпин, все страны мира должны проявлять уважение к ООН, заботиться и защищать «эту большую семью», содействовать тому, чтобы ООН играла еще более активную роль в обеспечении мира и развития человечества.
ЗА ЧЕЙ СЧЕТ БАНКЕТ
Бюджет ООН на 2021 год утвержден буквально в последний день прошлого года и составил 3,231 миллиарда долларов. Согласно действующей шкале США вносят в регулярный бюджет ООН 22 процента его общего объема,
Китай — 12,
Германия — чуть менее 7,
Франция — почти 4,5,
Канада — 2,7,
Казахстан — 0,18,
Беларусь и Азербайджан — около 0,04,
Кыргызстан — 0,002 процента.