Ждет ли вторая молодость 76-летнюю ООН?

От кООНфронтации — к сотрудничеству

Как пройти этот путь Организации Объединенных Наций?

Необходимость реформирования Организации Объединенных Наций в той или иной степени все чаще становится темой как для рассуждения экспертного сообщества, так и заявлений мировых политиков. За 76 лет существования ООН показала как несомненно сильные, так и откровенно слабые свои стороны. Можно сказать, что в первые четыре десятилетия самая известная Организация действительно стремилась функционировать как международный институт мира и безопасности. Однако в последние 30—35 лет ее достижения незначительны: все чаще ООН лишь беспомощно взирает на нарушения ее членами норм международного права. А некоторые государства, по инициативе которых она и учреждалась, вовсе перестали считаться с нею. Становится все очевиднее: ООН нуждается в серьезной перезагрузке. И — в принципиально новом формате.

Турецкий гамбит

Недовольство нынешней ООН начинает звучать все громче. На прошлой неделе президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время визита в Анголу выступил против «горстки стран-победителей» во Второй мировой войне, заявив, что у Совбеза ООН нет права решать судьбы человечества. Турецкий лидер назвал немыслимым положение вещей, при котором архитектура глобальной безопасности остается прежней, в то время как мир меняется: дипломатия, торговля и международные отношения претерпевают радикальные преобразования. Как справедливо заметил Эрдоган, «мир больше пяти», подразумевая пятерых постоянных членов Совбеза ООН.
И заявленное было не спонтанным. Двумя неделями ранее турецкий лидер выпустил книгу «Более справедливый мир возможен», в которой акцентировал внимание на проблемах глобальной политики, в частности на ее двойных стандартах. Эрдоган выразил мнение, что Совет Безопасности ООН, куда входят Россия, США, Китай, Великобритания и Франция, должен быть фундаментально реформирован.

Примечательно, что предложение Эрдогана о реформе Совбеза ООН нашло понимание и среди его членов. МИД Франции напомнил, что Париж давно поддерживает идею о расширении Совета Безопасности. Пять лет назад об этом объявила и Москва, причем Россия принципиально выступает за расширение представленности в Совбезе развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Однако на прошлой неделе в ходе пленарного заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» Президент России Владимир Путин заявил:

— Если мы разрушим право вето постоянных членов (Совета Безопасности ООН. — Прим. ред.), то Организация Объединенных Наций умрет в этот же день, она превратится в Лигу наций.

Свое видение реформирования ООН есть и у нашей страны — одной из учредителей Организации. В начале октября 2018 года на общей дискуссии 73-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке министр иностранных дел Владимир Макей заявил, что для содействия государствам в решении амбициозных задач Повестки-2030 (достижения Целей устойчивого развития) необходимы эффективные команды ООН на местах, которые смогут результативно и рационально поддерживать правительства на пути к устойчивому развитию.

Неторопливый дух реформаторства

Необходимость реформирования ООН продиктована не только изменением реалий, но и почти четырехкратным увеличением числа государств-членов (с 51 в 1945 году до 193 в 2021-м). Еще в 1997 году тогдашний Генсек ООН Кофи Аннан предложил план, в котором были сформулированы основные принципы реформы, направленной на оптимизацию работы. В 2002-м разработан второй пакет реформ, а в 2005-м Аннан обнародовал доклад по реформированию «В условиях большей свободы — к безопасности, развитию и соблюдению прав человека для всех».

Однако механизм ООН настолько громоздок, что его реформирование идет весьма туго. И главные разногласия вызывает вопрос о будущем как раз Совета Безопасности. Его состав расширялся лишь однажды — в 1963 году, когда количество членов Совбеза было увеличено с 11 до 15 за счет непостоянных членов.  
Сегодня все члены ООН разделяют мнение о необходимости реформирования Совбеза, но варианта, который устроил бы подавляющее большинство государств-членов, пока нет.

Кризис ответственности

Неповоротливость ООН и конъюнктурное поведение многих государств отмечал не раз и Президент нашей страны. Выступая в сентябре 2015 года на пленарном заседании Саммита ООН по устойчивому развитию в Нью-Йорке, Александр Лукашенко отмечал:

— Современный мир испытывает кризис ответственности. Потому что эгоистические интересы и сиюминутные выгоды главенствуют при принятии многих решений. Действия ряда государств на международной арене часто не учитывают конкретную реальность и особенности других стран и обществ.
Слова белорусского лидера, звучавшие с трибуны ООН шесть лет назад, сегодня оказались пророческими. И выступают лучшим ответом для тех, кто винит в сегодняшнем миграционном кризисе, захлестнувшем Европу, нашу страну.
Ведь еще в 2005-м Александр Лукашенко говорил мировому сообществу:

— Уверен, будь по-другому — не было бы сотен тысяч людских жертв в Ираке, Ливии, Сирии и других странах, откуда хлынули потоки беженцев, спасающихся от войны. Не допустили бы появления «Исламского государства». Не было бы вспышек терроризма в Европе и гражданской войны в Украине. Список этих «не было бы» можно продолжать долго.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Посмотрите на огромное количество резолюций, принимаемых в ООН. Но разве голосование по ним влияет на разрешение конфликтов? Разве оно служит консолидации мирового сообщества? Разве эти резолюции улучшают жизнь народов? Давайте честно скажем: «Не улучшают!» Проголосовали и разделились на наших и ваших. В итоге еще больше недоверия и разобщенности. Глубоко убежден, что ООН не должна использоваться для демонстрации чьей-то силы. Это ослабляет Организацию, разрушает доверие к ней, противоречит самой ее природе и предназначению. Надо положить конец этой порочной практике. ООН должна быть форумом сотрудничества, а не конфронтации государств.

(Из выступления на пленарном заседании Саммита ООН по устойчивому развитию, 27 сентября 2015 г.)

К новой мировой архитектуре?

Свое видение причин несостоятельности декларируемой сегодня мировой архитектуры, а потому и эффективности ООН в принципе, высказал в сентябре в Минске известный российский экономист, общественный деятель, публицист и телерадио­ведущий Михаил Хазин. Он в свойственной ему манере вообще развеял легенду о существовании международного права:
— В политике существует только одно право — право сильного. Если вы недостаточно сильны, чтобы себя защитить, можете быть уверены, что вас уничтожат.
Однако Михаил Хазин мыслит шире и говорит о несостоятельности не международного права или ООН, а современной мировой архитектуры целиком. И западной экономической политики в частности:

— Дело в том, что экономическая модель, победившая в 1991 году, которую продвигают либеральные пропагандисты, изжила себя. Кризис, разрушающий ее, начался в 2008 году. И с этого периода мировая экономика уже не растет. А все легенды о процветании построены на единственном инструменте — занижении реальной инфляции. Были периоды восстановительного экономического роста, но спад продолжается.

Сегодня мир движется навстречу принципиально новой архитектуре, считает российский эксперт, — к распаду на валютные зоны. И произойдет это, скорее всего, в ближайшие два-три года:

— Именно в 2024 году ожидаются выборы в США и России. Еще в этом году мы увидим выборы в Германии, в следующем — во Франции. Еще три года эта система не протянет, через два года мы не узнаем политическую карту мира.

Спокойствие, только спокойствие!

По этой причине Михаил Хазин призвал спокойно взирать и на различные рычаги экономического давления Запада на наши страны, в частности, на антибелорусские санкции. Эксперт пояснил:

— После распада мира на валютные зоны сохранить экономические связи с Западом все равно бы не получилось. Надо строить евразийскую экономическую систему. В ней будет много стран. Больше, чем республик, которые входили в состав ­СССР. В их числе — Турция, Иран, скорее всего Япония. И по этой причине не нужно смотреть на Запад.

Эксперт подчеркнул:
— Это не Запад обидел Беларусь. Это вы решили играть в игру с теми странами, которые в принципе не воспринимали Беларусь как партнера. С ними невозможно договориться. Мы начинаем строить новый мир — именно об этом шла речь на недавней встрече глав двух государств — Лукашенко и Путина.
Подобного мнения придерживается и государственный деятель Израиля, эксперт в области военно-политических вопросов Яков Кедми:

— Санкции могут принести ущерб не только тем, против кого направлены, но и тем, кто их ввел. Беларуси нечего бояться. Пока за вами Россия и немножко Китай, вы можете совершенно спокойно заниматься вашими делами, строить страну так, как вы хотите, так, как нужно вашему народу.

МНЕНИЕ КИТАЯ


Председатель КНР Си Цзиньпин призвал защищать международную систему с центральной ролью ООН, а также решительно оберегать авторитет и статус Организации. Такое заявление он сделал в начале этой недели, выступая 25 октября на торжественном собрании по случаю 50-летия восстановления законного места КНР в ООН. По его словам, международные правила могут устанавливаться лишь совместно всеми членами ООН:

— Международные правила должны соблюдаться всеми 193 государствами — членами ООН, не существует и не должно быть никаких исключений.

Как отметил Си Цзиньпин, все страны мира должны проявлять уважение к ООН, заботиться и защищать «эту большую семью», содействовать тому, чтобы ООН играла еще более активную роль в обеспечении мира и развития человечества.

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ БАНКЕТ

Бюджет ООН на 2021 год утвержден буквально в последний день прошлого года и составил 3,231 миллиарда долларов. Согласно действующей шкале США вносят в регулярный бюджет ООН 22 процента его общего объема,

Китай — 12,

Германия — чуть менее 7,

Франция — почти 4,5,

Канада — 2,7,

Казахстан — 0,18,

Беларусь и Азербайджан — около 0,04,

Кыргызстан — 0,002 процента.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter