От конки к трамваю и обратно

Собственный дом для прообраза современного трамвая: в Минске открылся музей конки

Вчера на туристической карте Минска появилась новая точка. Собственным домом с историей наконец обзавелась минская конка — «бабушка» всех современных трамваев. Над созданием музейного проекта специалисты корпели долгих 4 года: изучали архивы, искали фотографии и артефакты... Увы, сами вагоны до наших дней не сохранились (специально для новой экспозиции его воссоздали по образу и подобию), но дать горожанам и интуристам представление о первом общественном транспорте нашей страны у музейщиков вполне себе получилось. Благо в фондах и музейных закромах нашлось немало других интересных объектов — от оригинальных рельсов с клеймом завода–изготовителя до кондукторских жетонов и пряжек. Почему конка достойна персонального музейного уголка, рассказывает ведущий научный сотрудник музея истории Минска Лидия Маркович:

Увы, оригинальных конных вагонов до наших дней не сохранилось. Вагон на фото – искусная, но все же реконструкция.

— Музей конки стал логичным продолжением экспозиции «Каретная», посвященной истории гужевого транспорта. Обе экспозиции (а также примкнувший к ним археологический музей — еще одно структурное подразделение музея истории нашего города) делят одну территорию — комплекс бывшего бернардинского монастыря по улице Кирилла и Мефодия. Но если акцент в «Каретной» сделан на личном транспорте горожан, то в музее конки на передний план выходит транспорт общественный.

Необходимость прокладки в Минске конно–железной дороги (конки, по–простому) в конце XIX в. была связана с развитием промышленности: появляются новые предприятия, разрастается территория города, совершенствуется система железнодорожного сообщения. Но есть нюанс: тут два вокзала — и с одного на другой люди вынуждены переходить пешком, между станциями нет никакого сообщения. Проблему решила конка: летом 1888 года строители приступили к работам.

Лидия Маркович.


Лидия Маркович склоняется над диорамой в одном из музейных залов:

— Мы в мельчайших деталях воссоздали парк минской конки на начало XX в. На макете можно увидеть вагонные сараи, конюшни (по данным на 1913 г. конку обслуживало 99 лошадей и 31 вагон), лазарет, где лечили лошадей, кузницу, которая была единственным каменным зданием на территории парка, а также коновязь — стойку на открытом воздухе для привязывания лошадей. Обратите внимание: павильон для пассажиров, ожидающих транспорта, находится вне зоны парка. Сделано это из соображений безопасности.

Официально открытие полного комплекса конки состоялось в 1892 году. Вагоны ходили по четырем направлениям общей протяженностью около 8 километров. Для того чтобы гости лучше ориентировались в маршрутах столетней давности, музейщики подготовили интерактивную электронную карту. Техническая новинка создает иллюзию двухмерного изображения. На заднем плане — Минск современный. На переднем — конные маршруты того времени:

— Первая линия, Вокзальная, соединяла соответственно два вокзала — Виленский и Брестский (нынешняя станция «Институт культуры»). Центральная линия вела от Виленского вокзала через Соборную площадь (ныне площадь Свободы) до Торговой улицы (сегодня Зыбицкая). Третья, Коломенская, сливалась с Центральной на месте нынешней гостиницы «Минск». А последняя линия, Златогорская, шла от современной Зыбицкой через цирк на Красную.

Контора управления конной железной дороги находилась в то время на ул. Базарной, 6 (территория сегодняшней Ленинградской). К слову, в фондах музея сохранилась конторская опись 1913 года, по которой специалисты в деталях восстановили интерьер помещения.

— Первый зал музея представляет собой контору управления конки. Мебель, часы, шкаф, телефон фирмы «Сименс» — все оригинальное, той эпохи. На стене — копия фотографии конного вагона 1927 года. Это единственная сохранившаяся у нас карточка с изображением конки.

Вторая часть экспозиции — Минск конца 1890–х. Центральное место «улицы» занимает, конечно же, сама конка. Лидия Маркович вздыхает:

— На кадрах послевоенной хроники мы еще видели один из коночных вагонов. Но где он сейчас, неизвестно. Да и вряд ли сохранился до наших дней.

Каждый вагон обслуживался кучером, форейтором и кондуктором. Последний встречает нас у входа в музейный вагон. Темно–синяя форма, фуражка, жетон — все, как и сотню лет назад.

В музее в мельчайших деталях воссоздали парк минской конки на начало XX века.

— Видите билеты? Как выглядели квитки на самом деле, мы, увы, не знаем. За основу взяли билеты тульской и воронежской конки. А вот документы со всеми ценами сохранились. Проезд стоил от 4 до 6 копеек в зависимости от расстояния.

Рельсы, по которым ездили вагоны с лошадьми, в музее лежат оригинальные. Один нашли в начале 2000–х, когда строили паркинг на Немиге. Другой музею подарил минчанин Владимир Ковалев. Еще один фрагмент рельса несколько лет назад обнаружили во дворе на улице Запорожской.

— На металле видно клеймо немецкого завода Bochum и год — 1902. Что интересно, эту рельсу жители использовали в бытовых целях. Как сваю, на которой были закреплены бельевые веревки.

Эта водопроводная колонка — настоящий раритет.
Около 10 лет назад была найдена в районе улицы Старовиленской на территории посольства США и передана в музей по инициативе дипкорпуса.

Из окна музейного вагона открывается вид на Минск начала прошлого века. Вот, например, знаменитый магазин Левина по ул. Губернаторской, 1. Прообраз нашего ГУМа.

— Здесь продавалось абсолютно все. Шляпки, зонты, щетки, бритвенные станки, револьверы, детские игрушки. Можно было даже выписать себе настоящий «Форд», который бы доставили покупателю из Риги.

Минск. Губернаторская улица. 1918 г. Почтовая открытка из коллекции Владимира Лиходедова.

К началу 1920–х конка больше не воспринималась как чудо техники. В городе активно обсуждалась возможность появления трамвайного движения. С 1929–го конка стала уже прошлым белорусской столицы. В тот год в Минске пустили первый трамвай.

КСТАТИ

В некоторых городах конка успешно выдержала конкуренцию с новыми механическими транспортными средствами. Так, например, в Поти ее эксплуатировали до 1932 года, в Каунасе — до 1935–го.

leonovich@sb.by

1/
Фото: Сергей ЛОЗЮК
Фото: Сергей ЛОЗЮК
Фото: Сергей ЛОЗЮК
Фото: Сергей ЛОЗЮК
Фото: Сергей ЛОЗЮК
Фото: Сергей ЛОЗЮК
Фото: Сергей ЛОЗЮК
Фото: Сергей ЛОЗЮК
Фото: Сергей ЛОЗЮК
Фото: Сергей ЛОЗЮК
Фото: Сергей ЛОЗЮК
Фото: Сергей ЛОЗЮК
Фото: Сергей ЛОЗЮК
Фото: Сергей ЛОЗЮК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Сергей ЛОЗЮК
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?