Новая мировая история: геополитические акции Индии растут в цене

От Коломбо до Лондона

Скажем откровенно: в начале XXI века Индию стали понемногу забывать. Она признавалась весомой и влиятельной державой, но в геополитических процессах воспринималась в качестве игрока второго плана. По мере заката однополярной системы бесспорными претендентами на роль центров мировой силы выступили Россия и Китай, а Индии по умолчанию отводился статус хоть и гиганта, но регионального. Но теперь настал момент предположить, что значение Дели как ключевого игрока глобальной политики в ближайшее время будет расти прямо на глазах. И у меня на это пять причин.

Коломбо. Демонстранты в резиденции президента.

Дели остается рядом

Первая причина — ситуация в Шри-Ланке. Ее президент Готабайя Раджапакса подал в отставку и покинул страну (как сообщают, сначала улетел с супругой на Мальдивы, а затем в Сингапур). Этому предшествовали многодневные протесты из-за самого глубокого экономического кризиса за всю историю независимого цейлонского государства. Справедливо будет отметить, что опальный лидер довел страну до хаоса, следуя модным неолиберальным лекалам...

Когда грянул гром полуголодного народного гнева, Раджапакса стал спешно просить помощи у далеких и близких: звонил Путину, чтобы попросить у него открыть кредитную линию для закупки топлива, обращался к традиционному инвестору в экономику острова — Китаю, умоляя реструктурировать национальный долг перед Поднебесной в нелегкую годину. Но оказалось слишком поздно. Глобализм в Шри-Ланке потерпел крах, МВФ со своими рыночными «универсальными рецептами» остров благополучно «кинул».

А вот Индия была и остается рядом. Как ни пытался Коломбо дистанцироваться от влияния соседа-гиганта, региональное притяжение преодолеть не удалось.
Теперь Дели сможет неоспоримо добавить очков к своим лидерским амбициям: в Южной Азии у него остался лишь один значимый соперник — Пакистан.
Индия сегодня — большой сборочный цех всего мира.

Кстати, теперь открываются новые перспективы успокоения извечной конфликтной раны Шри-Ланки — сингальско-тамильского противостояния (тамилы — индуисты, авторитет Дели как посредника здесь крайне востребован).

Следующие две причины — геостратегические. Есть у Индии два стула — ШОС и QUAD. Индийская дипломатия традиционно славится своей изящной гибкостью, осторожностью и ненавязчивостью, что позволяет Дели благополучно сидеть на двух этих стульях. Если про Шанхайскую организацию сотрудничества здесь нет нужды говорить подробно (взаимодействие Беларуси с этой организацией — давнее приоритетное направление, а на днях наша страна подала заявку на полноформатное в нее вступление), то про QUAD — Четырехсторонний диалог по безопасности — у нас слышали гораздо меньше.

Помимо Индии, остальные три стороны в нем — США, Австралия и Япония. Иными словами, вполне западническая, проамериканская компания с таким видением региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которое явно отличается от видения Пекина или Москвы. При этом Дели — и там и тут. А обстановка накаляется и в зоне ответственности ШОС (свежий пример — события в Узбекистане), и в зоне QUAD (свежайший пример — инцидент 13 июля со вторжением американского военного корабля в спорную акваторию в Южно-Китайском море). И потому на обоих геополитических фронтах Дели становится все более значимым союзником для всех игроков.

Связь элит

Еще одна объективная причина — демографическая. По статистическим прогнозам, в 2023 году Индия опередит Китай по количеству населения, а это остается фундаментальным фактором экономического и во многом военно-стратегического могущества. Да и не только в количестве дело. Индийцы — как проживающие в стране, так и эмигранты — славятся своими талантами в IT-сфере, а потому могут претендовать на первые скрипки в оркестре администрирования всего того, что оптимисты называют «постиндустриальной экономикой», а пессимисты — «глобальным электронным концлагерем».

Не забудем, что фаворитом нынешней гонки за пост главы правительства Великобритании является опять же индус — бывший министр финансов Ее Величества Риши Сунак. Связи индийской и британской элит исторически остаются крайне важным ресурсом, а потому англосаксонский Запад не упустит возможности использовать это персональное лобби для переманивания Дели на свою сторону в ситуациях торга.
Отсюда напрашивается важный вывод: БРИКС, на который по мере заката однополярного мира возлагается так много надежд и чаяний, является весьма нужной и перспективной площадкой для взаимодействия, но на роль крепкого стратегического альянса он пока годится с трудом из-за своей вопиющей «разношерстности».
А значит, на данном историческом этапе Россия в своем противостоянии с агонизирующим неоколониализмом Запада может полноценно опираться только на стратегию евразийской интеграции — прежде всего на постсоветском пространстве. Успешный пилотный проект, подтверждающий справедливость данного тезиса, давно и эффективно работает — это Союзное государство с Беларусью, которое не только обеспечивает безопасность своих граждан, но и дает позитивную историческую альтернативу вместо навязываемого сценария «конца истории».

vasilkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter