От классика к классику

Книжный навигатор

Максiм Танк. Збор твораў. Мiнск, Беларуская навука, 2010.


Собственно говоря, представить я бы хотела не одну книгу, а целых 13 — собрание сочинений Народного поэта Беларуси Максима Танка. Издание уникальное, подготовленное сотрудниками Института языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы. На сегодняшний день последний из вышедших томов — одиннадцатый, о котором мы сейчас подробнее и поговорим. Вошли в него переводы Максима Танка, и заняли они больше тысячи страниц. Так что читателя ждет целая подборка произведений мировой литературы. В советское время переводами занимались, пожалуй, все наши известные литераторы, поэтому не надо обманываться, что они были такими уж полиглотами, знали и японский, и чувашский, и молдавский, и хинди: было кому готовить подстрочники авторов из стран соцлагеря. С другой стороны, Танк — признанный мастер слова, и халтуры наверняка не допускал. В томе — почти 280 поэтов и прозаиков, переведенных с десятков языков. Кроме классики вроде произведений В.Маяковского, М.Горького и А.Мицкевича, здесь есть и малоизвестные, забытые, по–видимому, сегодня произведения, например повесть польской писательницы Янины Броневской «Вандроўка меднага грошыка». Поскольку издание академическое, все публикации снабжены комментариями, есть и много иллюстраций.


Константин Станиславский. Моя жизнь в искусстве. АСТ Зебра Е, Владимир, 2010.


Эта книга из тех, которые необходимо прочитать каждому человеку, считающему себя интеллигентным, — хотя автор является классиком не литературы, а театрального искусства. Константина Станиславского можно, без преувеличения, назвать великим человеком — притягивает сама его колоритная личность. Мемуары читаются, как увлекательная художественная литература. Путь юного щеголя, аристократа, любившего красоваться на торжественных парадах, к полной самопожертвования жизни создателя новой театральной школы... Для молодых это может стать учебником духовной работы над собой. Станиславский был безжалостен к себе, постигая актерское мастерство. Он стремился к совершенству — и других к тому же понуждал. Иногда неловко читать, как раскритиковывает себя за плохую игру, — потому что знаешь, как современников поразила та его роль. Кроме рассуждений о тайнах искусства, в книге есть множество интереснейших историй — ведь в кругу знакомых Станиславского были самые известные личности эпохи: Ермолова, Федотова, Комиссаржевская, Чехов, Метерлинк, Мейерхольд, Горький, Айседора Дункан, Есенин, все со своими причудами и сложными отношениями. История МХАТА, история эпохи, история человека... Есть и еще одно достоинство книги: легендарные спектакли той поры не сохранились, а благодаря Станиславскому мы можем словно увидеть их.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter