Белорусская модель социального государства доказала свою эффективность

От каждого по возможностям

При выстраивании экономики независимой Беларуси акцент Президентом изначально был сделан на эволюционном развитии. Революционная ломка прежних устоев и шоковая терапия были отвергнуты. Социально ориентированная рыночная экономика была принята в качестве перспективной модели госстроительства. И эта ставка себя оправдала.



Формирование белорусской национальной модели социального государства можно разделить на два периода. Первый, с 1991 по 1994 год, сегодня ассоциируется с последствиями развала Советского Союза: экономические трудности, смена ценностных ориентиров, зачастую хаотический поиск путей выхода из кризиса. Конечно, можно было пойти по популярной тогда дороге: пустить страну в свободное плавание по необъятному рынку. А потом объяснять людям, почему они нищенствуют, мол, свободная рыночная экономика и конкуренция, государству нельзя вмешиваться. Поэтому первый Президент независимой Беларуси принял решение: используя опыт благополучных и развитых стран, строить свою модель государства для народа. Главная направленность деятельности была определена сразу — республика не стала источником обогащения немногочисленной группы тех, кто был готов «незадорого», как в некоторых странах на постсоветском пространстве, отхватить себе лакомый кусок от крупных госактивов. 

У нас практически нет углеводородов. Страна, учитывая климатические и другие обстоятельства, является зоной рискованного земледелия. В таких условиях экономическая политика должна быть спланированной до мелочей. И в этом модель Беларуси уникальна. Некоторые говорят, что рыночная и плановая экономики несовместимы. Но так считают в основном те, кто умеет зарабатывать только примитивной куплей-продажей, или,  популярно говоря, спекуляцией. 

Второй этап был связан с принятием в 1994 году новой Конституции, что привело в итоге к восстановлению управляемости республикой и началу улучшения ситуации в целом. Сегодня можно утверждать, что в Беларуси сформировалась собственная модель государства с сильной социальной политикой и социально-ориентированной экономикой. Такая модель была выбрана неслучайно. Руководство прекрасно осознавало, что рыночная экономика как таковая — не панацея. Она не может в достаточной степени гарантировать гражданам право на труд и образование, давая возможность при этом ощутимо поддерживать незащищенные слои населения: инвалидов, малообеспеченных, пенсионеров. Это обстоятельство стало причиной государственного регулирования в области распределения национального дохода государства. Реализация различных социальных программ стала приоритетным направлением в государственной политике, которая определила человека как главную ценность общества. 

Сегодня иногда озвучивается мнение, что Беларусь немало взяла от бывшего СССР. Многие хорошо помнят, что выделяло одно из самых сильных государств, — социальные гарантии. В Беларуси сохранили и используют лучшие модели поддержки людей, существовавшие в Советском Союзе. Это нас отличает от некоторых собратьев по СССР, у которых, несмотря на красивые лозунги, главной ценностью государства, по сути, является капитал.



Факт развала Советского Союза не стоит напрямую связывать с нежизнеспособностью идей. Лучшие из них и сегодня актуальны. Более того, они давно стали частью государственной политики самых развитых стран и с успехом сосуществуют с частной собственностью. Китай — один из лучших примеров. Трудно сегодня делать ретроспективные оценки, но если бы Советский Союз в свое время подкорректировал принципиальное отношение к частной собственности, то неизвестно еще, кто бы сейчас был центральной фигурой в мировой геополитике. 

Некоторые неверно трактуют понятие социального государства. Времена классовых перегибов давно позади, и современная госмодель Беларуси не предусматривает ликвидации фактического неравенства между людьми — это мы уже проходили. Говоря простым языком, у нас власть не стремится к тому, чтобы не было богатых. Она стремится к тому, чтобы не было бедных, чтобы каждый смог повышать и сохранять свой статус. Речь идет не только о пенсиях и пособиях: выполнение государством своих социальных функций не должно иметь хаотичный характер. Помощь и поддержку должны получать именно те, кто по объективным причинам нетрудоспособен, а не те, кто может, но не хочет трудиться. Одно из решений проблемы — оказание адресной помощи конкретным людям с учетом анализа индивидуальных обстоятельств. 

Социальная роль государства — вопрос не только политический. Это вопрос и нравственный, когда, говоря о правах, не стоит забывать об обязанностях трудоспособных граждан перед обществом. Социальное государство направляет свою помощь различным группам населения, а не поддерживает иждивенческие настроения. Тот, кто работает, хорошо понимает, что бесплатного ничего нет: все блага зарабатываются трудом. 

Белорусская модель социального государства доказала свою эффективность и в сравнении с другими постсоветскими странами выглядит очень достойно в сфере реализации социальной политики. Белорусы продолжают пользоваться бесплатным и современным медобслуживанием, получать высшее образование за счет бюджета, оплачивать коммунальные услуги по тарифам ниже реальной себестоимости, брать льготные кредиты на строительство жилья. Рационально, с учетом потребностей людей, организована система соцзащиты. 

Сегодня Беларусь относится к числу государств с низким уровнем младенческой смертности и занимает самые высокие позиции среди стран с высоким индексом развития человеческого потенциала. В малые города и возрождение села вложены солидные финансы. Возводится современное жилье, новые школы, больницы и поликлиники, объекты культуры. И за всем этим стоит четкая стратегия — государство должно быть для народа. 

КСТАТИ

Правительством утвержден план развития отдельных регионов, отстающих по уровню социально-экономического развития. Соответствующее решение, передает БЕЛТА, закреплено постановлением Совета Министров от 9 октября 2019 года № 689. Документ преду­сматривает реализацию портфеля инвестиционных проектов и предложений в отстающих регионах и содержит 282 проекта с общим объемом инвестиций 10 024,1 млн рублей и 2,5 млн долларов, а также 224 инвестиционных предложения с требуемым объемом финансирования около 900 млн рублей. Реализация портфеля инвестпроектов и предложений в отстающих регионах будет способствовать развитию территорий за счет создания новых предприятий и производств, модернизации действующих предприятий, а также формирования необходимой производственной и социальной инфраструктуры. Так, в Брестской области определено 3 из 19 административно-территориальных единиц (15,8%), Витебской — 7 из 23 (30,4%), Гомельской — 8 из 22 (36,4%), Гродненской — 3 из 18 (16,7%), Минской — 3 из 22 (13,6%), Могилевской — 7 из 23 (30,4%). В результате реализации плана в 2019—2020 годах ожидается сокращение разрыва в уровне и качестве жизни населения во всех отстающих регионах по сравнению со среднереспубликанским уровнем, 11 районов должны выйти из группы отстающих, 5 — приблизиться к выходу из группы. 

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter