От категориального подхода — к адресному

Законопроект о социальных льготах предусматривает их сохранение для тех, кто действительно нуждается в помощи В конце мая белорусские парламентарии рассмотрят проект закона “О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан”. Поскольку обладателями тех или иных льгот является подавляющее число граждан нашей страны, то предполагаемые изменения вызывают в обществе повышенный интерес: кто покинет категорию льготников, кто останется в ней?..

Немного истории
Вопрос уходит в далекие 30-е годы прошлого века. Первые льготы были призваны уравнять размер доходов различных категорий населения, поощрить отдельных граждан за особые заслуги и компенсировать вредные (опасные) условия труда. Льготы являлись одним из видов социальной помощи населению.
В Советском Союзе эта практика получала все большее распространение. Таким образом достигалось примерное равенство в доходах населения, социальной защищенности. Существование льгот было оправдано с политической, экономической, социальной точки зрения.
В принципе, что плохого, если человек имеет “скидку” при проезде на транспорте, покупке лекарств, оплате домашнего телефона? Однако льготы по сути своей предполагают некую избирательность, получателями их не может быть подавляющее большинство или все население. Иначе в чем тогда их смысл?
Что имеем?
В настоящее время в нашей стране насчитывается свыше 50 категорий льготников и около 100 видов различных льгот. В итоге две трети населения (около 6,5 млн. человек) получают один или несколько видов социальных льгот.
Судите сами: льготы по оплате проезда имеют 6 млн. человек, лекарств — 2,8 млн., жилищно-коммунальных услуг — 1 млн., льготами по
зубопротезированию пользуются 400 тыс. человек, установке телефона и оплате услуг связи — 200 тысяч.
Кстати, после распада СССР практически во всех бывших республиках социальные льготы были отменены. В максимальном объеме они сохранены только в Беларуси, России (в 2006 году там произведена монетизация льгот) и в Украине.
Как отмечают специалисты, практика широкого распространения социальных льгот в 90-е годы во многом была оправдана тем, что примерно половина населения находилась за чертой малообеспеченности, и государство вынуждено было оказывать таким гражданам социальную поддержку. Сегодня ситуация иная. С 2001 года зарплата и пенсии выросли в 9 раз, пособия на детей, студенческие стипендии — в 10 раз. Реальные доходы населения увеличились в 2,5 раза, а численность малообеспеченных граждан сократилась более чем в 4 раза. Была внедрена адресная социальная помощь, развивается система социального обслуживания населения.
К слову, вопрос об упорядочении льгот поднимался уже несколько раз, но до решения его дело не дошло. Сейчас он “назрел”. К примеру, заместитель председателя Постоянной комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Палаты представителей Национального собрания Беларуси Ирина АЛЕКСАНОВА отметила: “Депутаты понимают, что время упорядочения льгот пришло. Их распыление серьезно сказывается на бюджете страны”.
По иному принципу
На сегодняшний день система распределения социальных льгот осуществляется по формально-категориальному принципу, который не отражает действительного уровня доходов и нуждаемости конкретного человека в получении той или иной льготы. Поэтому бюджетные средства просто “размазываются”: в минувшем году на одного получателя льгот приходилось примерно по 20 тысяч рублей. Сумма незначительная, которая особо не влияет на благосостояние льготника. Но в целом для бюджета страны затраты получаются ощутимые: почти треть всех средств на социальную поддержку населения приходится в итоге на “стоимость” льгот (а это более 600 млрд. рублей в год).
Что же предлагается в законопроекте? Как отметил начальник главного управления комплексного анализа и координации Министерства труда и социальной защиты Беларуси Евгений КАСПЕРОВИЧ, в законопроекте предусмотрено сохранение основных льгот и гарантий для лиц с особым статусом, которые либо имеют выдающиеся заслуги перед государством, либо ввиду своего физического и социального состояния нуждаются в государственной поддержке. Это герои Советского Союза, Республики Беларусь, Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Славы; участники, инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны; инвалиды первой и второй группы; дети-инвалиды; несовершеннолетние, проживающие в зонах радиоактивного загрязнения; граждане с заболеваниями, входящими в специальный перечень.
Предусматривается сокращение части социальных льгот для некоторых категорий населения, распространение льгот исключительно на самого льготника, нормирование предоставляемых социальных льгот. Реализация этих подходов позволит выполнить поручение Президента о кардинальном упорядочении системы социальных льгот и гарантий, привести законодательство о льготах в соответствие с экономическими и финансовыми возможностями государства. А высвобожденные таким образом бюджетные средства предполагается направить на усиление государственной адресной социальной помощи, программ поддержки материнства и детства, дополнительные мероприятия по реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Специалисты особо подчеркивают, что речь не идет о том, чтобы огулом все “отобрать”.
— Если мы сокращаем часть чернобыльских льгот, то эти средства должны остаться на тех же чернобыльских территориях и использоваться на развитие здравоохранения, образования, на реализацию программы “Здоровая еда” и так далее, — уточняет Евгений Касперович. — Если мы забираем часть льгот у ветеранов труда, то должны финансовые средства направить на развитие системы социального обслуживания населения.
То есть имеется в виду предварительная разработка весомых компенсационных мер.
И последнее. Многими вопрос с льготами уже представляется решенным. Однако, думается, что не все так однозначно: законопроект может претерпеть изменения, не исключено, что и вовсе будет отклонен. Более ясной его судьба станет на следующей неделе, когда парламентарии непосредственно займутся рассмотрением затрагивающего интересы многих граждан республики документа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter