Как перейти от информационного смога к цифровой гигиене

От информационного смога — к цифровой гигиене

«Новые медиа». Есть ли вакцина от манипуляций?

Каждый день человечество производит более 2,5 квинтиллиона бит информации, а за несколько последних лет мы создали 90 процентов существующих в мире данных. Развитие информационного общества порождает проблему гигиенического регулирования информационных нагрузок. Однако на практике государства чаще совершенствуют техническую сторону таких нагрузок (звук подачи, яркость и т.д.), нежели содержательную часть — контент. А разрушительный дьявол зачастую кроется именно в нем...

рисунок олега карповича.

Заменитель правды

Многие считают, что технологии нейтральны, и пользуются ими, не задумываясь о том, как они работают. Это ошибка. Наши гаджеты формируют вокруг нас среду, которая способна оказывать влияние на наше видение мира, мышление и здоровье, даже если мы этого не понимаем, говорит политолог, директор информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция» Александр Шпаковский: 

— Активное развитие технологий информационного общества имеет и негативные аспекты — манипуляцию массовым сознанием со стороны определенных политических кругов, часто экстремистских, террористических организаций, распространяющих неверную, ложную либо искаженную информацию. А пользователь в силу того, что информации очень много, не удосуживается проверять эти данные. Мгновенно человек становится жертвой сиюминутных эмоций, причем зачастую эмоций хороших. Давят на чувство справедливости, сопричастности, участия в судьбе ближнего. То есть переворачивают с ног на голову существующее положение дел и выдают искаженную картинку.

Эксперт отмечает, что долгое время у нас получалось избегать агрессивного воздействия этих политических технологий, но в текущей электоральной кампании Беларусь в полной мере столкнулась с ними:

— Часть общества оказалась не готова и подвержена манипуляциям и фейкам: в основном люди с низкой политической правовой культурой, инфантильные, особенно молодежь. К тому же появилась практика создания «дипфейков», отличающихся глубокой степенью реалистичности.

Аналитик Белорусского института стратегических исследований кандидат социологических наук Светлана Алейникова отмечает, что основной целью манипуляций (будь то пиар, реклама, политические технологии, инструменты НЛП и т.д.) является формирование мотивации человека:

— То есть его потребностей, норм, ценностей, стереотипов, которые определяют его поведение. В условиях так называемых информационных войн чаще других применяются мобилизационные технологии. Механизм их действия в большинстве случаев очень прост и основывается на противопоставлении «свой — чужой», «друг — враг», «белое — черное». Вбросы, мемы, fake news (кстати, в погоне за новомодными словами мы подзабыли старое доброе название «утки»), как правило, обращены к эмоциям, а они побуждают человека к сиюминутному действию. Проще говоря, низводит человека до собачки Павлова, реагирующей на лампочку.

Впрочем, аналитик БИСИ убеждена, что со временем информационный иммунитет в любом случае обществом будет приобретен:

— Например, телереклама, или черный пиар, давно не оказывает на потребителя информации столь явного мотивирующего воздействия, как 20 или 30 лет назад. Ускорению процесса будет способствовать формирование информационной грамотности аудитории, способности анализа и оценки предлагаемого контента.

Как избежать токсичной информации

Раз «новые медиа» сегодня реальность, то и успех информационной гигиены кроется в том числе в них самих. Александр Шпаковский считает нужным максимально инвестировать в СМИ и «новые медиа» — социальные сети, блогосферу:

— Надо приходить туда, где молодые люди сейчас наиболее активно получают информацию, и создавать там конкурентные проекты с объективной картинкой. Второе: информационная гигиена и культура сформируются только с течением времени, когда многие люди (а некоторые уже стали это понимать) осознают манипулятивный характер тех или иных проектов, которые за счет иллюзий пытаются вовлечь людей в противоправную деятельность и достичь своих политических целей, направляя энергию общества на негодный объект. Нужен собственный опыт человека.

Сложность заключается в том, что практически всегда при этом мы имеем дело с вопросом не рационального выбора, а веры:

— Деструктивные проекты создаются с помощью профессионалов — психологов, политтехнологов. И человек начинает верить смысловым конструкциям — не анализирует, не делает выбор. А веру победить достаточно сложно, это процесс небыстрый. Но ни в коем случае нельзя входить в конфронтацию. Не нужно у ребенка, ставшего объектом манипуляций, допустим, телеграм-каналов, отключать телефон. С ним надо общаться. А конфронтация приводит к внутреннему конфликту, который и программируют создатели этих проектов. Им нужен конфликт в нашем обществе, в семье, в трудовом коллективе — среди белорусского народа. 

Светлана Алейникова отмечает, что человечеством уже выработаны простые правила информационной гигиены, которые в нашем мире так же необходимы, как мытье рук или использование зубной щетки. Понимать стоит следующее:

— Во-первых, если после прочтения заголовка вас уже переполняют эмоции, вами скорее всего манипулируют. Инструментом, как правило, выступают гиперболизированные формулировки («Страна в шоке! Откровения политиков/ученых шокировали мир!»). Во-вторых, использование видеоряда. Если глаз цепляется за картинку даже без чтения текста, значит, применены методы гештальтпсихологии, суть которых состоит в формировании в подсознании нужных схематичных структур: рамок-фреймов, образа и т.д. В-третьих, «информационный кокон»: интернет пытается угадать ваши интересы по вашим «цифровым следам» (подпискам, поисковым запросам, лайкам) и формирует за вас новостную ленту, а вместе с ней — картину мира. 

Аналитик БИСИ призывает обращать внимание и на ряд иных характерных моментов:

— Если вам говорят, какой вы невероятный, умный, красивый и гениальный, значит, от вас что-то хотят, причем бесплатно. Это работает за счет примитивного включения вашего дремлющего или недооцененного неблагодарным миром эго, которое получает обратную подпитку от толпы, воздействующей на групповые инстинкты.

Кроме того, в эпоху повсеместного сбора личных данных, продаваемых бизнес-структурам и иным учреждениям зачастую с сомнительными целями (кстати, такой метод сбора данных очень популярен во всевозможных «интернет-голосовалках» и цифровых референдумах), лучше свести к минимуму размещение своих фото, номеров банковских и сим-карт, паспортных данных и других личных сведений.

Треугольник Карпмана

Манипулятивность «новых медиа» нередко обусловлена и самой психологией человека. Американский психиатр, доктор медицины Стивен Карпман описал модель взаимоотношений между людьми в виде драматического треугольника. По мнению ученого, в манипулятивных и токсичных отношениях встречаются три роли: «Контролер», «Спасатель» и «Жертва». «Контролер» уверен, что он знает все лучше других, и хочет все держать под контролем. «Спасатель» жалеет людей и всегда готов им помочь, даже в ущерб себе, даже когда его не просят. «Жертва» же недовольна своей жизнью, ищет виноватых в своих проблемах и нарушении привычного уклада и уверена, что многим повезло больше.

Не правда ли, большую часть как завсегдатаев интернет-форумов, так и участников различных «акций через социальные сети» можно смело рассортировать по этим типам? Но выход из «треугольника Карпмана» возможен — при четком осознании своей роли самим ее носителем. «Контролеру» стоит принять тот факт, что все люди разные и не обязаны соответствовать его ожиданиям. «Спасателю» — не навязываться, если его не просят о помощи и совете. А «Жертве» — перестать жаловаться и винить других в своих неудачах, верить в себя и ценить себя. Впрочем, последнее касается всех и каждого.

ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ НОВОСТЕЙ

1. Захватывающие заголовок и факты — признак скорее всего подделки.

2. Снимки и видео — не всегда подтверждение подлинности текста.

3. Даже авторитетные лица могут пороть чушь, если они не эксперты по данной теме.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА

♦ В Испании доступ к веб-страницам может быть ограничен без решения суда, если те затрагивают общественный порядок или интересы национальной безопасности.

♦ В США значительно расширены полномочия правоохранительных органов и правообладателей в борьбе с нелегальной информацией в интернете, защитой детей и авторских прав.

♦ Немецкий закон установил предельный размер штрафа в 50 миллионов евро за игнорирование предписаний об удалении материалов, явно отвечающих признакам неприемлемости.

♦ Во Франции усилена ответственность интернет-площадок за распространение информации ненавистнического содержания.

Максим ОСИПОВ. 

osipov@sb.by

Варвара МОРОЗОВА. 

morozovav@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter