От императрицы до кухарок

В чем Крупская берегла политическое завещание Ильича? «Первые леди России XX века» – выставка с таким названием в Музее современной истории России знакомит посетителей c частной жизнью десяти избранниц правителей прошлого столетия.

Экспозицию открывает история императрицы Александры Федоровны Романовой, затем следуют имена Надежды Константиновны Крупской, Надежды Сергеевны Аллилуевой, Нины Петровны Кухарчук-Хрущевой и далее по списку – до «действующей леди» Людмилы Александровны Путиной. Что объединяет этих женщин? Прежде всего внешний признак – перед нами жены первых лиц государства.
Ухо упорно сопротивляется нелепому словосочетанию – «первые леди России», а сознание спотыкается об уравниловку, предложенную бывшим Музеем революции. Кому придет в голову назвать королеву Великобритании «первой леди», хотя она бесспорно первая? На Британских островах так называют жену премьер-министра. Так что когда Музей истории записывает в категорию «первых леди» императрицу – это, по меньшей мере, принижение статуса.
К нашему историческому прошлому словосочетание «первая леди» никакого отношения, конечно, не имеет (не берем в учет историю последних двух десятилетий, когда стало обычным делом калькировать западные образцы).
В уголке, отведенном Александре Федоровне, – вышивка, сделанная ее руками для книжечки-благословения на фронт, квитанция о приеме пожертвования комитетом ее величества для пострадавших от землетрясения в Семиреченской области, открытка императрицы с рисунком М. Нестерова (раненый боец и сестра милосердия, 1916 г.), адресованная матери генерал-майора Сыробоярского со словами благодарности и беспокойства. А.В. Сыробоярский, участник Первой мировой войны, в 1916 году после тяжелого ранения был отправлен в Царскосельский госпиталь, где за ним ухаживали августейшие сестры милосердия – императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна.
В следующем зале, посвященном соратнице вождя мирового пролетариата Надежде Константиновне Крупской, можно увидеть личные вещи революционной семьи. Предметы мебели, чашку с блюдцем, телефонный аппарат, настольную лампу. Портфель, в котором Крупская хранила последние письма Ленина, причем не только личные, но и «Письмо к съезду». В витрине под стеклом – строгий темно-зеленый сарафан Надежды Константиновны в комплекте с коричневой блузкой. Крупская была дворянкой, гимназисткой-медалисткой. Преподавала в воскресной школе и пропагандировала марксизм среди рабочих. Будучи в ссылке, в возрасте 27 лет, обвенчалась с Лениным в церкви села Шушенское Енисейской губернии. Была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьского переворота.
Об уроженке Баку Надежде Аллилуевой, которая в 17 лет стала женой Сталина, рассказывает переписка с мужем – в сентябре 1930 года она писала ему в Сочи. Сталин обращается к ней: «Татька», говорит, что послал ей персики «с нашего дерева», а также просит «ввиду конспирации» не разглашать срок его приезда в Москву. В другой рамочке – листок соболезнования, датированный ноябрем 1932 года, когда 31-летняя Аллилуева застрелилась: «Дорогой тов. Сталин! Партийная ячейка ВКП(б) химического факультета Промышленной академии твоего имени глубоко уважала и любила Надежду Сергеевну». Сверху жирным красным карандашом  надпись: «Нюра! По использовании этой записки оставьте ее у меня на столе. И. Сталин».
На стендах, рассказывающих о Нине Кухарчук-Хрущевой, – не только вышивальный набор и гипюровое платье для приемов, но и пишущая машинка. Преподавательница политэкономии в 20-е годы, в 50-х она стала активно представлять вместе с мужем страну за рубежом. Ее «достойная, естественная манера поведения» снискала симпатию во многих странах мира, сообщается в информации к выставке.
Виктория Петровна Брежнева запоминается по массивному официозному портрету, где она изображена вместе с орденоносным супругом. Жена Брежнева в бордовом костюме держит в руках вполне советский букет из гладиолусов и гвоздик. 
Крыло выставки, посвященное Раисе Максимовне Горбачевой и Наине Иосифовне Ельциной, в основном представлено фотографиями и тем же  набором «платье – туфли».
Концепция экспозиции достаточно проста: все эти «десять замечательных женщин», по словам устроителей выставки, оказали влияние «на формирование позитивного образа государства».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter