Источник: Знамя юности
Знамя юности

С какими проблемами начинающим предпринимателям в малых городах помогут справиться в бизнес-инкубаторах?

От идей – к воплощению

Со следующего года начинающим бизнесменам из шести районов Витебской и Могилевской областей помогут преодолеть страхи и открыть свое дело в бизнес-инкубаторах и новых учебных лабораториях при действующих центрах поддержки предпринимательства. Как будет построена их работа и чем они будут полезны?

Рисунок Анатолия Щеголева.

В Глубоком, Барани, Мстиславле и Горках по проекту ПРООН и Министерства экономики «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Республики Беларусь» скоро появятся бизнес-инкубаторы. Почему именно в этих районах, рассказала руководитель проекта Марина Калиновская:

– Мы провели масштабное исследование – изучали экономические особенности регионов, покупательную способность населения, рынок. По нашим подсчетам, в пилотных городах получится создать устойчивую модель ведения бизнеса, способную существовать и после трехлетнего проекта. Также в этих районах нашлись инициативные люди, готовые объединить бизнесменов-новичков и вырастить из них опытных предпринимателей, которые позже организуют новые рабочие места. Ведь одна из целей проекта «Малые города» – содействовать экономическому росту и развитию городов и населенных пунктов. 


Марина Калиновская уверена, что создание бизнес-инкубаторов поможет решить важную проблему – устранит финансовую неграмотность:

– Эксперты уверяют, что при старте знания гораздо важнее капитала. Уверенное лавирование в бизнес-среде поможет избежать многих ошибок и сэкономить бюджет. Поэтому при работе инкубаторов важна теоретическая часть обучения.

С тем, что предпринимателям в небольших городах не хватает базовой теоретической подготовки, согласен и директор «Технопарка «Горки» Андрей Тимаев. Кандидат экономических наук обращает внимание, что такая проблема есть и у действующих бизнесменов:

– Многие жители малых городов не понимают, как продвигать свои товар и услугу. Когда слышат аббревиатуру SMM, впадают в ступор. 


Технопарк, которым руководит Андрей Тимаев, создан в прошлом году. Его основная цель – помогать ученым Белорусской государственной сельскохозяйственной академии извлекать коммерческую выгоду из их аграрных разработок. Благодаря участию в проекте «Малые города», в технопарке появится свой бизнес-инкубатор, в котором возможность развиваться получат юридические лица или индивидуальные предприниматели из различных сфер:

– Скоро на 1500 «квадратах» разместятся офисные помещения для резидентов, которые они смогут арендовать за символическую плату и указывать, как свой юридический адрес, зона для коворкинга и проведения лекций, семинаров. Здесь также появятся лаборатории с уникальным оборудованием для коллективного пользования. Резиденты смогут на мини-полях заниматься точным и органическим земледелием, ЗD-моделированием. Сейчас в мире тренд на органику. Экологически чистой пищи мало, и стоит она значительно дороже. Чтобы вырастить экопродукт, нужно знать специальную методологию возделывания культуры. Будем учить всем тонкостям модного направления. Закупим специальное оборудование, на котором сможем делать анализы, необходимые для получения «Зеленых сертификатов». 

Кроме четырех бизнес-инкубаторов, по проекту «Малых городов» при двух центрах поддержки и развития предпринимательства, в Кричеве и Чаусах, появятся учебные центры.

За время семестра новички получат консультации от опытных предпринимателей, будут выполнять домашние задания и посоревнуются в конкурсе, призовой фонд которого поможет реализовать задуманное. Занятия для начинающих предпринимателей в Чаусах стартуют уже в середине ноября. До этого времени директору «Чаусского бизнес-центра» Сергею Клименкову еще нужно многое успеть: 

– Заканчиваем ремонт в помещении. Скоро на 40 «квадратах» расставим мебель, которая будет легко трансформироваться. Коворкинг помогает людям быстрее находить точки соприкосновения. 


В малых городах предприниматели видят друг в друге конкурента, наша задача, чтобы они рассмотрели в сопернике партнера.

Сергей утверждает, что проблема некоторых центров поддержки в том, что встречи проходят на неприспособленных площадках. Например, в актовом зале райисполкома, где эксперт занимает место за трибуной, а ученики – в зале. В таком случае теряется обратная связь: специалист становится лектором, а не старшим товарищем, который делится опытом. 

Сейчас Сергей Клименков занимается поиском экспертов, которые смогут стать наставниками для новичков и научат продвигать свое дело. Директор укомплектовывает штат тренеров таким образом, чтобы 80 процентов учителей были практиками. В конце октября начнется формирование группы слушателей, из которых за полгода планируется сделать бизнесменов:

– Наберем 15 человек из Чаусского, Чериковского, Славгородского и Краснопольского районов. Каждый участник учебной программы пройдет психологическое тестирование на готовность стать предпринимателем. 

Просто о сложном

В тонкостях ведения малого и среднего бизнеса «Знаменке» помогла разобраться директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Ирина Бабаченок.


– Ирина Вячеславовна, не секрет, что финансовая грамотность у нас оставляет желать лучшего. Многие попросту не знают, чем, к примеру, центр поддержки предпринимательства отличается от бизнес-инкуба­тора…
 
– В первом оказывается консультационная помощь: здесь подскажут, как оформить документы на открытие своего дела, помогут собрать бумаги, необходимые для получения кредита. В центр поддержки предпринимательства могут обратиться все желающие, независимо от того, новички они в деловой среде или нет. А в инкубаторе поддержку оказывают преимущественно начинающим бизнесменам, которые оформили юрлицо или ИП. У резидентов есть возможность арендовать у бизнес-инкуба­тора помещения с мебелью и техникой. Но время резидентства ограничено – три года. 

– Почему именно такой срок?

– Считается, что за три года проект должен самостоятельно выйти на рынок. И в течение трех лет стартапу нужна поддержка. Новичок не готов арендовать площади за высокую стоимость, не до конца понимает, правильную ли нишу выбрал. Также за время резидентства предприниматели заводят новые знакомства с соседями по площадке, которые пригодятся в дальнейшем.

– В каждом ли городе есть центр поддержки предпринимательства?

– К сожалению, нет. На данный момент в нашей стране всего 104 площадки, где готовы оказать консультационную помощь. И больше 70 процентов центров находятся в Минске, областных городах и крупных райцентрах. Еще один недостаток в том, что нет конкретных требований к услугам, которые должен предоставлять центр поддержки. 

– Как государство будет решать эти проблемы?

– В Минэкономики раз­рабатывается концепция совершенствования поддержки малого и среднего предпринимательства. О ее конечном варианте говорить пока рано, но вполне вероятно, что скоро бизнес-инкубаторы и центры поддержки предпринима­тельства станут элементами единой системы поддержки малого и среднего бизнеса, дея­тельность которой будет координировать новая единая специализированная организация. Изучаем международный опыт, переносим его в наши реалии с учетом менталитета, экономических и правовых особенностей. Министерство экономики открыто для предложений от опытных бизнесменов-прак­тиков, они лучше знают, чего не хватает малому и среднему предпринимательству. 
СЛОВАРИК

Технопарк – база для реализации инновационных проектов. Ее задача – в коммерциализации разработок и привлечении инвестиций в регион, где находится технопарк. 

Бизнес-инкубатор – организация, которая поддерживает новичков в бизнес-среде, предоставляя им в аренду помещения и технику. 

Центр поддержки предпринимательства – государственная или частная структура, где всем желающим готовы подсказать, как начать свой бизнес, и помочь на пути его развития.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Первым читателем материалов о бизнес-инкубаторах стал школьник из Червеня Руслан Костевич:

– Для меня успешный предприниматель – тот человек, который добивается всего сам, его не выращивают в «инкубаторе». Предоставлять идеальные условия для работы начинающим бизнесменам не нужно, они должны сами бороться за место на рынке, учиться на собственных ошибках, уметь обходить конкурентов. Препятствия, которые возникают на пути, становятся для пред­принимателя проверкой на верность тому делу, которым он занимается. С тем, что для успешного старта достаточно обладать только запасом знаний, я не согласен. Тогда бы все профессоры и ученые в мире давно стали мультимиллиардерами. Есть те, кому десятки прочитанных книг помогли раскрутиться, но это скорее исключение, чем правило. Нужна предпринимательская жилка, которая, к сожалению, имеется не у всех. 

Диана ЛАВРИНОВИЧ, «ЗН».

lavrinovich@sb.by

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО.
Бизнес по программе «лайт»

Зачастую неплохие бизнес-идеи разбиваются о скалы высокой аренды офисов, неподъемной стоимости консалтинговых, рекламных и бухгалтерских услуг. Облегчить финансовую ношу начинающих предпринимателей призваны бизнес-инкубаторы. Как это работает на самом деле? 


ООО «Бевитсервис» – один из резидентов Брестского технопарка. Его история началась два года назад, когда амбициозный предприниматель Анатолий Капранов решил производить клюшки из кар­бона. Но, имея только идею, своего дела не откроешь – решил тогда он и обратился в бизнес-инкубатор. Предпринимателю предоставили офис в аренду по цене, гораздо ниже рыночной, посоветовали, а самое главное – вселили веру в проект. 

За два года Анатолий вложил в него более 30 тысяч евро в эквиваленте. Он  – единственный сертифицированный поставщик углетканей в нашу страну. Бизнесмен признается, что получить лицензию было непросто: предприятие проходило проверку восемь месяцев. Чешские партнеры хотели убедиться, что белорусский компаньон действительно планирует производить изделия, а не просто торговать ма­териалом. 

За то время, что «Бевитсервис» работает под крышей инкубатора, предприниматель и его команда из пяти человек наладили выпуск клюшек, деталей кузовов автомобилей и автобусов, элементов роботов, дизайнерской мебели. География клиентов широкая: Беларусь, Украина, Россия, Казахстан, Узбекистан. Правда, как и в любом бизнесе, в деле Анатолия есть уязвимые места: 

– Изделия из карбона дорогие. Например, качественную заводскую клюшку за 200 долларов в эквиваленте позволят себе не все. Мы поставляем на рынок качественный продукт, но спрос на него, к сожалению, пока не велик. 

Скоро начнется третий, последний год, когда «Бевитсервис» может работать в инкубаторе. Компания уже достигла значительных успехов и рассчитывает на дальнейшее развитие, возможно, с государственной поддержкой. 

Для директора брестского технопарка Дмитрия Макарука успехи резидентов – личная победа: 

– Нам важно не просто дать офис в аренду. Мне кажется, гораздо более перспективно было бы подготовить помещение под нужды развития производства того или иного предприятия. Думаю, следующий корпус мы введем в эксплуатацию, уже имея представление, какие предприятия и чем там будут заниматься. 

Ольга ДУБРОВСКАЯ, «ЗН».

odubrovsk@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter