От идеи до фермы

В сельхозакадемии появятся рыбокомплекс, ферма и теплица

рекорды в сельхозпроизводстве начинаются с лаборатории

Как переориентировать науку на производственный вектор, повысить ее практическую отдачу, шла речь на недавней встрече Президента Александра Лукашенко с научной общественностью страны. Глава государства особо акцентировал внимание на механизме внедрения научных разработок, максимальном использовании потенциала вузовской науки. Разумеется, наука многолика, образ ученого собирательный. Как обстоят дела в этой сфере у признанного лидера белорусского аграрного образования — Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, как здесь налажена связь науки и производства, мы попросили рассказать первого проректора этого учебного заведения, кандидата сельскохозяйственных наук Павла Александровича Саскевича:

— Действительно, как верно заметил Президент, потенциал вузовской науки пока еще не задействован по максимуму. А он немалый. Только в нашей академии работают 668 человек профессорско-преподавательского состава, в том числе 29 докторов и 261 кандидат наук. Рядом с ними, бок о бок работает талантливая молодежь: аспиранты, магистранты, студенты — будущее нашей науки. Такие условия коллективного труда разных поколений исследователей можно создать только в вузе. Работая рядом со старшими, молодые люди быстрее формируются и как ученые, и как личности. Только так, и никак иначе, создается преемственность поколений, без нее немыслимы научные школы, на создание которых нужны десятилетия.

Отмечу, что у нас современная научно-исследовательская база, новейшее экспериментальное оборудование, позволяющее осуществлять комплексные исследования по многим направлениям. Только опытные поля занимают 300 га. Планируем к грядущему фестивалю-ярмарке «Дожинки-2012» построить ряд уникальных учебно-научных объектов: рыболовный индустриальный комплекс, учебно-научно-производственную молочно-товарную ферму и теплицу.

— Павел Александрович, а как обстоят дела с результатами работы — научной продукцией, которую к тому же надо внедрить в производство?

— В денежном выражении результат выглядит следующим образом: за прошлый год объем научных исследований и разработок составил 1,26 млрд. рублей. Этот показатель на протяжении последней пятилетки прирастал более чем на 10 процентов в год. За эти пять лет ученые академии получили 137 охранных документов на объекты права интеллектуальной собственности, создали 155 видов научной продукции. В их числе 18 новых сортов и гибридов сельхозкультур, районированных в стране, 32 передовые технологии, 3 современных ветеринарных препарата, несколько компьютерных программ.

Все наши разработки внедряются в производство, главным образом через научные центры-филиалы кафедр, работающие при передовых сельхозпредприятиях. Здесь надо отметить два момента. Во-первых, внедрить можно только те разработки, которые уже созданы в лабораториях, на кафедрах. Так что, хозрасчетная наука идет следом за фундаментальными и прикладными исследованиями. И, во-вторых, именно у передовых предприятий, где намолоты зерновых за 50 центнеров с гектара, а надои свыше 6 тысяч литров от коровы, есть заинтересованность в научных разработках. Именно им нужна наука, чтобы превысить, превзойти высокие, но уже достигнутые показатели. Середнячкам, хозяйствам послабее, не до нее: там зачастую достаточно навести технологический порядок, накормить тех же животных, чтобы получить более-менее приличные результаты. То есть должны быть условия на производстве, чтобы наука там оказалась востребованной.

Но тем не менее за последние пять лет фактический экономический эффект внедрения наших научных разработок в производство составил более 9 млрд. рублей, ожидаемый — свыше 19 млрд. рублей.

Что стоит за этими цифрами? Только два примера. В Горецком районе внедрена наша разработка — система контроля и управления по воспроизводству крупного рогатого скота, что позволило превысить стандартный мировой показатель по выходу телят на 100 коров. А за счет использования приемов, разработанных нашими учеными-селекционерами, в районе удалось повысить продуктивность на 200—300 килограммов за лактацию на корову.

— Как развивается сотрудничество ученых БГСХА с коллегами у нас в стране и за рубежом? Насколько высок авторитет белорусской аграрной науки в мире?

— Достаточно сказать, что за прошедшие пять лет сотрудники академии принимали участие в выполнении девяти госпрограмм фундаментальных и прикладных научных исследований аграрного, и не только, характера.

Ученые академии на постоянной основе сотрудничают с аграрными научно-производственными центрами по земледелию, животноводству, механизации сельского хозяйства, рядом других. С каждым из НИИ аграрного профиля (почвоведения и агрохимии, льна, овощеводства, плодоводства, защиты растений, генетики и цитологии и другими) мы ведем совместные исследования в рамках нескольких проектов.

Также активно развивается международное сотрудничество: у нас заключены договоры более чем с 50 зарубежными университетами и НИИ. Проводятся научные стажировки, обмены, реализуются совместные проекты. Вот, например, на столе у меня — проект по устойчивому развитию аквакультуры в регионе Балтийского моря, в котором мы выступаем соисполнителями. Финансирует его Европейская комиссия, а головной организацией выступает финский НИИ охоты и рыболовства. В результате реализации проекта мы получим датские ноу-хау в этой достаточно перспективной и сравнительно новой для нас отрасли производства продуктов питания.

В академии регулярно проходят международные научные конференции, наши разработки ежегодно экспонируются на международных выставках, где они не остаются без внимания и наград — медалей и дипломов. Доктору сельхознаук, профессору кафедры почвоведения А.И. Горбылевой недавно была присуждена престижная российская премия Д.Н. Прянишникова. Академиками и член-коррами Международной академии аграрного образования избран ряд ученых нашей академии. Наши ученые за пять лет опубликовали в стране и за рубежом тысячи статей и сотни монографий.

Ведь без активного международного сотрудничества, научных связей, отслеживания новинок и новых направлений исследований в мировой науке наша научно-исследовательская работа скатится на провинциальный уровень и деградирует.

— Как и без притока молодых кадров в науку…

— Здесь у нас ситуация, пожалуй, получше, чем у других: сложившаяся система подготовки научных кадров работает нормально, стабильно. Только в этом году мы приняли 49 магистрантов, 35 аспирантов на очную форму обучения и 3 на заочную. Кстати, академия осуществляет подготовку научных кадров высшей квалификации в аспирантуре по 22 специальностям, в докторантуре — по 12. Сегодня у нас в аспирантуре обучается 149 человек, 129 — очно, 20 — заочно. В стенах академии защищается от 12 до 22 кандидатских диссертаций в год и одна-две — докторские. Доктора наук, здесь нельзя не согласиться с Президентом, товар штучный, их много быть не может и не должно, как говорится, по определению.

Конечно, необходим постоянный приток в науку молодых кадров, людей заинтересованных, трудолюбивых, талантливых. И нам, преподавателям, надо их сначала найти среди студентов, а потом помочь им эффективно раскрыть свои способности и таланты на благо страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter