От Гаваны до Бреста нет огня «Гефеста»

Сергей  Сидорский уверен,  что  в  2006  году  Беларусь  способна  укрепить  экспортные  позиции  на  новых  мировых  рынках

Премьер-министр  Сергей  Сидорский уверен,  что  в  2006  году  Беларусь  способна  укрепить  экспортные  позиции  на  новых  мировых  рынках

На заседании Совета Министров Беларуси, подведшем итоги социально-экономического развития в первом квартале, отмечено преобладание импорта над экспортом отечественных товаров (без учета экспорта услуг), что привело к отрицательному сальдо в размере 24,5 млн. долларов.  

Среди основных причин: закупки импортного энергетического оборудования, увеличившиеся за январь—февраль на 46 процентов. При этом рост энергетического импорта оказывает положительное влияние на внешнюю торговлю. Подобная ситуация тревоги не вызывает. Второй фактор — закупки «промежуточных» товаров, необходимых для развития отечественного производства, ориентированного на экспорт. 

В данной ситуации Министерство иностранных дел Беларуси предложило всем ведомствам, участвующим в экспортно-импортных операциях, ответить на вопросы: для каких целей и сколь эффективно используются эти товары? Если продукция из них только увеличит складские запасы, значит, необходимо срочно принять меры по ограничению данной категории импорта. 

По оценке министра Сергея Мартынова, промежуточный импорт пока не столь эффективен для отечественной экономики, как можно было бы полагать. Если руководители отраслевых организаций не согласны с такой оценкой, то пусть они опровергнут данное утверждение результатами работы. 

Третий фактор роста импорта – ввоз товаров, связанных с поступлением инвестиций, в том числе беспошлинного технологического оборудования для обновления и модернизации промышленного производства. Однако министерствам и концернам необходимо усилить контроль его ввода – данные закупки должны способствовать росту производства экспортной продукции. Влияние вышеперечисленных факторов увеличило импорт на 845 млн. долларов (84 процента от общего прироста). Без учета данных факторов импорт бы вырос не более чем на 8,3 процента, что соответствовало бы заданию, утвержденному правительством. Поэтому объективно обоснованный импорт товаров, необходимый для динамичного развития экономики, должен дать положительные результаты как по итогам текущего, так и в последующие годы. 

В то же время премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский обратил внимание на диспропорцию в закупках непродовольственных потребительских товаров, рост которых составил 155 процентов. 

 По оценке главы правительства, не оправдано увеличение  в три и более раз ввоза средств бытовой химии, кожаной обуви и стиральных машин, текстильных и трикотажных изделий, других товаров ширпотреба. Объективным является разве что увеличение импорта легковых автомобилей, которые в Беларуси не производят. Наблюдающийся с сентября 2005 года рост импорта товаров народного потребления — свидетельство низкой конкурентоспособности отечественных аналогов. Отсутствие предложений  со стороны Минпрома и Минсельхозпрода, Минстройархитектуры и концерна «Беллесбумпром» позволяет конкурентам заполонять наш рынок товарами не всегда высоких потребительских качеств. 

Пути решения данных проблем обсуждались и на заседании правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности экономики под председательством первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко. По итогам заседания руководителям концернов и министерств были даны поручения, касающиеся повышения эффективности внешней торговли и ее конкурентоспособности. Министерство иностранных дел внесло в правительство предложение о свертывании производства невостребованных на внешних рынках товаров и переориентации ресурсов на выпуск того, что можно реализовать как отечественным покупателям, так и на экспорт. 

Премьер-министр Сергей Сидорский отметил, что из-за необоснованного импорта на грань разорения поставлены белорусские макаронные фабрики, другие отраслевые предприятия. Поэтому необходимо инвестировать в малые и средние предприятия, способные вытеснить импортный ширпотреб. К примеру, им по силам производство средств бытовой химии, которые кустарным способом разливают по бутылкам в России и везут в Беларусь. У нас же, при наличии развитой химической промышленности, почему-то нет предприятий, которые смогли бы потеснить таких конкурентов. 

В этом смысле показателен пример рабочей поездки белорусского премьер-министра на Кубу, страны, находящейся до сих пор в экономической и политической изоляции со стороны ближайшего соседа со звездно-полосатым флагом. Тем не менее здесь тщательно изучают мировой товарный рынок. Кубинские импортеры закупают миллионы электроплит в неблизком Китае. В нашей стране ОАО «Брестгазоаппарат» имеет все предпосылки стать одним из ведущих экспортеров бытовых плит среди восточно-европейских стран. Однако до сих пор белорусская марка «Гефест» имеет весьма ограниченные экспортные позиции. Как оказалось, предприятие не может подписать выгодные контракты на дополнительную продажу плит, так как весь их годовой объем уже расписан покупателям. То же самое касается Минского ЗАО «Атлант», руководство которого проявляет инертность в развитии экспорта бытового холодильного оборудования. Как отметил Сергей Сидорский, нельзя удовлетворительно оценивать работу предприятий, если их руководители не развивают мощности, ориентированные на экспорт. 

Ознакомившись с предложениями деловых кругов Беларуси, кубинцы были искренне удивлены, что до сих пор наша страна не конкурирует со своими товарами на рынках Латинской Америки. Премьер-министр поручил министерствам экономики и иностранных дел изучить потребности внутреннего и внешних рынков, чтобы можно было принять оптимальные решения о расширении высокорентабельного экспортного производства. Кубинские коллеги согласны продвигать белорусские товары в Венесуэлу, Боливию, другие страны. Это абсолютно открытые рынки, которые сегодня Беларусь упускает. Кубинские потребители готовы приобретать изделия Брестского электролампового завода вместо аналогичной корейской и китайской продукции. Масло сливочное на Кубу завозят из Чехии. Кубинские импортеры выразили готовность покупать значительные объемы сливочного масло и сухого молока белорусского производства. Чтобы эффективно работать на внешних рынках, резюмировал Сергей Сидорский, необходимо учиться и двигаться вперед, а не почивать на ранее достигнутых результатах. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter