Белкоопсоюз планирует на 30 процентов увеличить экспорт в Китай

От формата «у дома» до дальней дуги

Как справляются с ограничениями, вызванными пандемией коронавируса, торговля и общественное питание? Станут ли главной фишкой кооперативной промышленности изделия из натурального сырья с функциональными добавками. Возможно ли быстро диверсифицировать рынки сбыта в условиях санкций? Мех норки снова в цене? И придутся ли по вкусу китайцам плодово-ягодные напитки с градусом? Об этом в интервью корреспонденту «Р» рассказал Олег Мацкевич, председатель Правления Белкоопсоюза.

В торговой сети потребкооперации продолжается ребрендинг — приведение внешнего и внутреннего пространства к единой концепции «Родны кут». 
фото автора

— Насколько результативным был 2021 год для потребительской кооперации? Какие отрасли демонстрируют положительную динамику, несмотря на пандемию и вызовы мировой экономики?

— Совокупный объем деятельности системы по итогам 2021 года составил 3,3 миллиарда рублей, что на 300 миллионов больше, чем годом ранее. Производительность труда выросла на 7 процентов. На модернизацию и укрепление материально-технической базы направлено 28 миллионов рублей. 

Есть положительные финансовые результаты — 10,2 миллиона рублей прибыли, что на 27 процентов выше уровня 2020-го. Прибыль от реализации товаров, работ, услуг — 40 миллионов рублей. Рентабельность по общей деятельности — 0,3 процента, продаж — 1,17 процента. Это позволило сократить недостаток оборотных средств и просроченную кредиторскую задолженность. 

Хорошую финансовую динамику показали промышленность, заготовки, рынки, транспорт, строительство. Закупки сельхозпродукции и сырья выросли на 8,3 процента, экспорт — на 6,7 процента, промышленное производство — на 1,4 процента.

Однако не все результаты совпали с прогнозами. На 9,1 процента снизился розничный товарооборот в торговле и на 5,5 процента — в общественном питании. 

— В чем вы видите резервы для развития Белкоопсоюза?

— Одна из составляющих эффективной торговли, на мой взгляд, ассортиментная политика. И здесь резервы не исчерпаны. Мы активно внедряем ассортиментные матрицы для 40 групп наиболее ходовых товаров, чтобы они постоянно были на полках наших магазинов и отвечали спросу в конкретном населенном пункте. 

Хотел бы отметить, что наши магазины более чем на 90 процентов торгуют отечественными товарами. Кроме того, розничная сбытовая сеть имеет значимый ресурс самообеспечения за счет собственного производства хлеба, кондитерских и мясных изделий, минеральной воды, безалкогольных напитков, а также заготовок овощей и фруктов. Это более 20 процентов товарооборота. 

В нынешнем году планируем открыть 18 новых магазинов и возобновить работу 44 ранее закрытых. Запланировано приобретение 60 специализированных автомагазинов.

Сегодня потребительская кооперация делает акцент на развитие торговых объектов формата «у дома» и «мини» с ассортиментом товаров повседневного спроса. В торговой сети продолжается ребрендинг — приведение внешнего и внутреннего пространства к единой концепции «Родны кут». В соответствии с новой концепцией более чем в 1,5 тысячи магазинах преобразили фасады и торговые залы.

— Каким образом в общественном питании может быть достигнут показатель по росту товарооборота в 2022 году на 108,5 процента? 

— Несмотря на пандемию и снижение потока посетителей в кафе, барах и ресторанах, мы продолжали развивать отрасль. В минувшем году открыли 28 заведений, в том числе 14 специализированных. Часть из них под едиными брендами: три — «Еда&Кофе» и семь — TАSTY, а также магазины кулинарии нового формата «Гастролавка». 

Одновременно реконструированы и отремонтированы 39 объектов общественного питания, в том числе шесть — придорожного сервиса. 

В нынешнем году планируем реализовать проект по созданию новой, современной сети общественного питания из 19 специализированных кафе под едиными брендами «ЛепимСами», «Еда&Кофе», TАSTY, «СМАЖАНКА» с широким ассортиментом кофе, чая, бургеров, картофеля фри, пельменей, вареников, блинов, пиц и смаженок. Будут отремонтированы и реконструированы 44 заведения общественного питания и пять кондитерских цехов, закупим 195 единиц технологического оборудования. 

 Сегодня в каждом магазине нашей торговой сети (включая автолавки) можно заказать изготовление высокохудожественных кондитерских, кулинарных изделий и полуфабрикатов, подать заявку на проведение торжеств и других массовых мероприятий в кафе и ресторанах.  

— Значительная часть населения нынче следит за качеством питания и внимательно изучает состав предлагаемых продуктов в супермаркетах, предпочитая натуральные. Не кажется ли вам, что это реальный шанс для потребкооперации увеличить объемы производства небольших цехов, которые могут быстрее обновлять ассортимент и совершенствовать рецептуры?

— Да, к примеру, в нашей хлебопекарной отрасли производственные программы давно строятся с учетом спроса на продукцию здорового питания, причем за счет использования импортозамещающих зерновых, композитных смесей. Увеличивается выпуск подовых заварных хлебов по многостадийной технологии, с добавлением обогатительных натуральных ингредиентов.

Основной акцент консервной отрасли — выпуск продукции с максимальным сохранением первоначальных качеств переработанного сырья с помощью заморозки, а также традиционным для системы методом ферментирования. Квасильно-засолочные цеха и участки освоили полный цикл производства — от переработки сырья, фасовки до хранения готовой продукции. 

инфографика анны Вяжевич

— Наступает сезон массовой заготовки овощей, ягод, фруктов и грибов. Как строятся взаимоотношения с сельчанами и фермерами? 

— Организации потребительской кооперации заготовками излишков сельхозпродукции у населения занимаются круглый год. Это направление нашей деятельности находится на постоянном контроле Президента. В процесс вовлечено более 730 приемозаготовительных пунктов, 3,6 тысячи сельских магазинов, 884 штатных и еще нештатные заготовители в мае — октябре. Для повышения конкурентоспособности ведется постоянный мониторинг закупочных цен на местах, особенно в ресурсных Лунинецком и Столинском районах. 

В сезон ягоду от населения в Лунинецком районе принимают все магазины райпо, ежедневно туда приезжает 45—50 машин со всей страны. Заготавливаем 1000—1300 тонн. В собственной торговой сети сразу продаем 280—500 тонн, остальное — на переработку. 

С фермерами до начала посевной и сезона массовых заготовок районные организации проводят рабочие встречи, заключают договоры. На 1 апреля имели 350 договоров на закупку около 11 тысяч тонн сельхозпродукции.

— Какие тенденции на внешнем и внутреннем рынках нужно учитывать потребкооперации в нынешнем году? Могут ли сказаться на деятельности системы санкции? 

— Сейчас проводим переориентацию экспортных товарных потоков с европейского и украинского на альтернативные рынки — Российской Федерации и КНР.

Россия всегда была основным торговым партнером для Белкоопсоюза. Доля экспорта товаров в первом квартале — 72,1 процента (в аналогичном периоде 2021-го — 51,9 процента). В течение последних двух месяцев выросли поставки, например, в Тверскую область — в 8,5 раза, Ленинградскую — в 7,8 раза, Липецкую — в четыре раза, Санкт-Петербург — в два раза. Новыми экспортными направлениями стали Архангельская, Белгородская, Владимирская, Ивановская области. Кроме того, активно восстанавливаем кооперативное единство с коллегами из России.

Предприняты стратегические шаги по расширению экспорта. В марте Копыльский кооппром Минского облпотребобщества получил разрешение на экспорт мясных полуфабрикатов в ЕАЭС. «Белкоопмех» (основной производитель меха в системе) активизировал поставки выделанных шкурок норки на российский и китайский рынки. В первом квартале их отгружено в Китай на 1,2 миллиона долларов с темпом роста 117,1 процента к аналогичному периоду 2021-го. К концу года планируем увеличить экспорт туда на 30 процентов. Во втором квартале планируется поставка на китайский рынок пилотной партии фруктово-ягодного вина от «Винного мастера» Витебского облпотребобщества. В октябре 2021-го девять организаций Белкоопсоюза аккредитовано на экспорт в Китай замороженной черники, в марте нынешнего года еще восемь подали заявки на аккредитацию. 

Белкоопсоюз обеспечивает 4 процента мирового производства шкурок норки.
Фото Алексея Столярова

Хотел бы отметить большой прогресс в звероводстве. В 2021-м в среднем шкурка норки подорожала наполовину — до 30—35 долларов США. Ожидаем постепенный рост цен в следующие четыре года.

Белкоопсоюз — активный участник международных пушных аукционов. В начале 2021-го рынок оживился. Покупатели заключают контракты с предоплатой за товар, который получат в ноябре — декабре. 

На базе унитарного предприятия «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» создан дизайн-центр GNL по пошиву меховых изделий — около 40 в месяц. Изделия модельеров дизайн-центра, представленные на самом престижном международном конкурсе «Ремикс», вошли в десятку сильнейших. А два года назад итальянский Vogue признал белорусскую коллекцию одной из лучших. Она вошла в десятку победителей, заняв четвертое место.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

На реализацию инвестиционной программы в 2021 году направлено 28,2 миллиона рублей. Лидер — Брестский облпотребсоюз (8,6 миллиона). Ключевое направление капиталовложений — торговля, на развитие материально-технической базы которой использовано 11,15 миллиона рублей, или 40% инвестиций в основной капитал. В промышленность инвестировано 3,33 миллиона рублей (12%), общественное питание — 2,7 миллиона рублей (9%), заготовки — 1,7 миллиона рублей (6%), обновление автопарка — 7,45 миллиона рублей (26%).

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter