От эффективности работы зависят наши ожидания

ГЛАВА государства назвал это совещание знаковым событием. Своего рода аналогом пленума Центрального комитета коммунистической партии, когда со всех регионов собирались руководящие кадры, открыто обсуждали и совместно решали важнейшие вопросы жизни общества. В зале Дворца Независимости присутствовала вся вертикаль исполнительной власти страны. Такого формата и широкого состава участников требуют как актуальность тематики, так и необходимость всестороннего обсуждения реальной ситуации в очень важных сферах деятельности, чтобы дойти до каждого региона, до каждой организации. Стоит задача — поднять и предложить решения наиболее злободневных и значимых для людей вопросов развития экономики и общества не только на сегодняшний день, но и на среднесрочную перспективу. По мнению Александра Лукашенко, в таком составе необходимо собираться чаще, как минимум раз в полгода. Чтобы на системной основе давать сигналы всему обществу о возникающих проблемах и путях их решения. В перспективе такие совещания станут нормой. Среди первых требуют рассмотрения в расширенном формате проблемы жилищно-коммунального хозяйства и вопросы развития агропромышленного комплекса. Вчера же в повестку дня были вынесены два актуальных вопроса: о проблемах развития строительной отрасли, а также о необходимости совершенствования работы с руководящими кадрами.

Вчера Президент Александр Лукашенко провел республиканское совещание по развитию строительной отрасли и совершенствованию работы с руководящими кадрами

ГЛАВА государства назвал это совещание знаковым событием. Своего рода аналогом пленума Центрального комитета коммунистической партии, когда со всех регионов собирались руководящие кадры, открыто обсуждали и совместно решали важнейшие вопросы жизни общества. В зале Дворца Независимости присутствовала вся вертикаль исполнительной власти страны. Такого формата и широкого состава участников требуют как актуальность тематики, так и необходимость всестороннего обсуждения реальной ситуации в очень важных сферах деятельности, чтобы дойти до каждого региона, до каждой организации. Стоит задача — поднять и предложить решения наиболее злободневных и значимых для людей вопросов развития экономики и общества не только на сегодняшний день, но и на среднесрочную перспективу. По мнению Александра Лукашенко, в таком составе необходимо собираться чаще, как минимум раз в полгода. Чтобы на системной основе давать сигналы всему обществу о возникающих проблемах и путях их решения. В перспективе такие совещания станут нормой. Среди первых требуют рассмотрения в расширенном формате проблемы жилищно-коммунального хозяйства и вопросы развития агропромышленного комплекса. Вчера же в повестку дня были вынесены два актуальных вопроса: о проблемах развития строительной отрасли, а также о необходимости совершенствования работы с руководящими кадрами.

Почему выбрана строительная сфера?

Как отметил глава государства, во-первых, очень много нареканий людей в ее адрес. А во-вторых, здесь накопилось столько негатива, что для его преодоления нужны решительные действия на всех уровнях управления, в том числе на самом высоком.

Строительная отрасль в целом и жилищное строительство в частности — одна из сфер деятельности, от работы которой напрямую зависят судьбы многих людей. В советское время бытовало такое выражение: жизнь дается человеку один раз, а квартира и того реже. С тех пор прошло немало времени. Изменилась страна, изменился мир вокруг. Однако жилье по-прежнему остается важнейшей категорией оценки благополучия каждого человека, каждой семьи. Чтобы построить дом, квартиру, люди отдают последнее. По меркам простого человека, на возведение жилища требуются огромнейшие финансовые средства. И людям приходится всю жизнь либо копить деньги, либо влезать в долги, а затем рассчитываться по кредитам.

— Прямо скажу, — заявил Президент, — в жилищном строительстве, как в своеобразной линзе, сфокусированы серьезные проблемы всего строительного комплекса страны. Помимо объективных причин, связанных с тенденциями в мировой экономике, на такое положение дел в отрасли повлияли, прежде всего, субъективные факторы. По сути, большинство проблем создали сами себе управленцы, проектировщики и строители. Для того чтобы преодолеть накопившийся ворох негатива, пришлось создавать межведомственную рабочую группу с широкими полномочиями. Подчеркиваю — межведомственную, потому что самым негативным образом на процессах, происходящих в строительстве, сказывались несогласованность действий, недисциплинированность, взаимные претензии различных структур и узкокорпоративные интересы. Помимо практической составляющей решения проблем жилищных долгостроев, мной ставилась задача детально изучить недостатки на всех стадиях инвестиционного процесса, с учетом международного опыта наметить пути развития строительной отрасли на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Сроки и цены

Глава государства отметил, что наибольшее недовольство людей вызывают неоправданно затянутые сроки жилищного строительства и безудержный рост цен на просроченное жилье, так называемые проблемные дома. Стали вскрываться вопиющие факты обмана дольщиков. Нашлись дельцы, которые объявляли о строительстве дома, с дольщиков собирали деньги, а затем транжирили их. В результате оставляли людей и без жилья, и без средств.

К примеру, за четыре года подобной так называемой «деятельности» учредители общества с ограниченной ответственностью «Антасам» украли более 900 миллионов рублей. А когда в отношении расхитителей возбудили уголовное дело, то у них было изъято около 18 килограммов золота в слитках Национального банка и около 10 тысяч долларов США наличными. Плюс к этому на банковских счетах подконтрольных фирм арестованы денежные средства на сумму свыше 400 тысяч долларов США. Сегодня основные фигуранты сидят в тюрьме, следствие продолжается. Будучи в местах не столь отдаленных, так называемые учредители уже изыскали 4,5 миллиарда рублей для продолжения строительных работ. Однако дом пока не достроен.

Свыше миллиарда рублей похитили руководители штаба общественного объединения «Молодежный жилой комплекс города Минска». За счет дольщиков строили собственные квартиры. Сегодня они за решеткой. Наложен арест на имущество обвиняемых и их близких родственников (14 квартир в Минске, 3 офиса, 1 дом, 12 автомобилей, 5 земельных участков, валютные средства). Дом в эксплуатацию еще не введен. Но Минский горисполком обещает возобновить строительство в январе 2014 года.

По поручению главы государства в июне текущего года проведена инвентаризация всех проблемных строек. Из 380 домов, включенных в перечень проблемных, уже введено в эксплуатацию 194. До конца текущего года, по заверениям местных органов власти, будет введено в эксплуатацию 96 домов. Еще 88 долгостроев будут введены в течение 2014 года. Это значит, дело сдвинули с мертвой точки, что положительно оценено в обществе. Однако проблема еще полностью не решена.

— Требую от всей вертикали власти, — сказал Президент, — особенно от председателей райисполкомов, довести до логического завершения все проблемные стройки жилья для населения. Есть графики, определены ответственные. Контролируйте выполнение принятых обязательств. Напрягайте строителей! Последний дом должен быть закончен в 2014 году. Крайний срок — лето 2014 года. Появление новых домов со сверхнормативными сроками строительства считать чрезвычайным происшествием со всеми вытекающими последствиями.

Надо сделать все, чтобы не возникало таких случаев, как с авантюристами из общества с ограниченной ответственностью «Облик», проваливших строительство нескольких объектов в Брестской области и создавших проблемы для сотен людей. Куда смотрела местная власть на протяжении ряда лет? Ведь сбои в работе этих горе-строителей были налицо.

— Для того чтобы в дальнейшем случаи долгостроев были исключены, — сказал Александр Лукашенко, —  требую от Правительства совместно с Верховным судом разработать и утвердить типовой договор, который должен заключаться между гражданами и застройщиками при строительстве жилья. В этом договоре в обязательном порядке следует предусмотреть жесткие обязательства сторон по финансированию, срокам и качеству строительства. Все такие договоры должны находиться в буквальном смысле на столе у председателя райисполкома. Контроль за соблюдением их выполнения — сфера ответственности местной власти!

Если застройщиком аккумулируются деньги физических лиц, то к финансовой состоятельности такой организации должны предъявляться самые жесткие требования. Вот банки, например, чтобы начинать привлекать средства граждан либо юридических лиц, должны сначала получить лицензию, для чего необходимо выполнить множество различных условий и стать под жесткий банковский надзор.

А в строительстве, в том числе в жилищном, получается — собрал деньги и использую, как хочу. Так быть не должно!

Глава государства потребовал обеспечить строгое соблюдение простого правила. Только те организации, которые построили не менее 15 процентов объекта (минимум — цоколь и первый этаж), имеют право привлекать средства физических лиц для дальнейшего строительства жилья. Кроме того, регулятором (Национальным банком) должен быть обеспечен особый режим счетов, на которых накапливаются такие средства. С обязательным контролем их целевого использования. Чтобы все деньги шли именно туда, куда они предназначались, — на строительство жилья. И бралось денег с граждан именно столько, сколько нужно для ритмичного строительства.

Строительство жилья с господдержкой

Как отмечено в Указе № 315 от 8 мая текущего года, новое строительство жилья для граждан, имеющих право на получение льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство или приобретение жилых помещений, будет осуществляться только по государственному заказу. По планам Правительства, из двух с половиной миллионов квадратных метров жилья, которое должно быть введено в 2014 году с господдержкой, по государственному заказу будет построено около трети — 0,8 миллиона квадратных метров. В 2014 году 1 квадратный метр такого жилья будет стоить среднемесячную зарплату в стране с поправкой на небольшой коэффициент 1,2 на дату ввода жилья в эксплуатацию в соответствии с нормативным сроком строительства. Глава государства считает, что введение госзаказа на строительство жилья с господдержкой должно принципиально исключить случаи появления проблемных домов в этом сегменте жилищного строительства. А люди будут избавлены от хождения по мукам — обивать пороги различных инстанций. Готовое жилье будут выкупать по понятным ценам. Рассчитывать свои расходы с учетом тех льгот и преференций, обязательств государства, которые положены им по законодательству.

Коррупция в строительстве

Президент отметил, что неединичными являются факты, когда должностные лица берут взятки за благоприятное решение вопросов заключения договоров подряда, подписания актов выполненных, а точнее невыполненных работ.

Например, бывший генеральный директор акционерного общества «Монолит Град» систематически получал взятки от управляющего ООО «Анлиса» за благоприятное заключение договора субподряда. Сегодня он арестован. В суд направлено дело в отношении директора коммунального предприятия «УКС-Контакт», который в начале этого года получил взятку от директора ООО «Белмаркет» за заключение договора на поставку электротехнической продукции. Бывший директор УКСа Лоевского района за взятку подписал акты приемки и справки стоимости невыполненных работ, из-за чего подрядчик получил незаработанное на кругленькую сумму. Это причинило ущерб бюджету Лоевского района в особо крупном размере. Возбуждено уголовное дело.

Некоторые ухитряются списывать со счетов предприятий финансовые средства на собственные нужды. Например, руководитель УКСа Барановичского райисполкома систематически оплачивала за счет предприятия свои заграничные отпуска в Объединенных Арабских Эмиратах и европейских странах.

В целом выявилась неприглядная картина того, что отрасль буквально поражена ржавчиной коррупции. Взяточничество, злоупотребления служебными полномочиями вскрываются во всех регионах страны.

— Возмущают как сами эти явления, — заявил Президент, — так и то, что наказание виновных и восстановление справедливости часто запаздывают. Почему это стало возможно? Потому что принцип «вор должен сидеть в тюрьме» не всегда срабатывает в полной мере. Если взял деньги у людей и не построил дом — должен ответить на полную катушку!

Планирование и обоснование инвестиций

Президент отметил, что из-за отсутствия предварительной проработки технических и экономических аспектов строительства объектов их конечная стоимость зачастую возрастает в разы. За примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы деревообработку. Там главная причина проблем — отсутствие предварительной детальной проработки обоснования инвестиций. В итоге изначально планировавшаяся модернизация отдельных технологических линий вылилась в строительство новых предприятий, а сумма необходимых на это средств возросла почти в 4 раза.

Полно аналогичных бездумных решений и в жилищном строительстве. Нашумевший случай в Белыничах. Там для многодетных семей вместо дома типовых потребительских качеств за бюджетные деньги построили жилье улучшенной комфортности. Потом возникли закономерные проблемы с заселением. Где многодетные люди возьмут необходимые средства, никто не подумал.

— Правительству, Комитету государственного контроля, облисполкомам и Минскому горисполкому с сегодняшнего дня обеспечить введение обязательной предынвестиционной стадии, потребовал Президент. — Именно на этом этапе должны быть просчитаны целесообразность, техническая возможность и экономическая эффективность осуществления инвестиций. Лучше мы потратим время и немного средств с самого начала, убедившись, что проект можно начинать, чем после непродуманных решений будем ломать голову, как выходить из тупиковых ситуаций.

Предоставление земельных участков для строительства

Глава государства отметил, что до сих пор слишком большое количество площадок для строительства предоставляется застройщикам безвозмездно. Якобы в целях снижения стоимости строительства. Однако на практике зачастую безвозмездное предоставление земли влечет не снижение цены на квадратный метр, а только увеличение прибыли застройщика. Поэтому многие предприятия идут на хитрости, граничащие с мошенничеством. Только бы получить бесплатную землю. Но ведь льготное предоставление участков изначально закладывалось для стимулирования создания новых производств, долго окупаемых проектов, а также для удешевления жилищного строительства.

— Поэтому требую от всей вертикали власти, Правительства, облисполкомов и Минского горисполкома, чтобы основным инструментом предоставления земельных участков был аукцион, — заявил Президент. — В идеале льготное предоставление земли должно остаться только для строительства жилья по государственному заказу.

Далее. Нередки факты, когда участки получают граждане и субъекты хозяйствования, пусть и законно, но не для строительства, а для спекуляций — прямой или скрытой перепродажи.

Ставлю задачу перед председателями райисполкомов ипредседателями облисполкомов — запретить любое отчуждение участка до тех пор, пока собственником или арендатором не будет сделано то, для чего земля была предоставлена. Будь то строительство дома или кафе, автостоянки или организация производства и так далее.

Необходимо жестко ограничить случаи, когда объекты строительства сознательно проектируются с выходом за пределы предоставленного земельного участка. А затем застройщики претендуют на бесплатное увеличение занимаемых площадей, причем аж в полтора раза. Все должно быть разумно.

Повышение требований ко всем участникам строительного процесса

Александр Лукашенко считает, что медвежью услугу в том, что на строительном рынке появились маломощные, некомпетентные организации, оказала отмена лицензирования. Надеялись, что свободная рыночная конкуренция создаст более привлекательные предложения. А в итоге перестали действовать жесткие требования по допуску организаций к этой деятельности. И закономерно, что качество оказываемых проектных и строительных работ заметно ухудшилось. Об этом свидетельствуют результаты экспертиз: свыше 80 процентов проектной документации выполняется с недоработками и ошибками. А из проверенных в этом году Госстройнадзором десяти с половиной тысяч строящихся объектов дефекты, брак и нарушения выявлены на шести с половиной тысячах объектов. Это 62 процента. Тенденция негативная, и ее надо решительно исправлять!

— Требую от Правительства обеспечить введение в Беларуси контроля допуска на рынок организаций и специалистов, работающих в строительной сфере, — сказал Президент. —  Как вы это назовете — лицензированием, аттестацией, — решайте сами.

Функция заказчика — ключевая в строительстве. Это аксиома. Но, как оказалось, и здесь много разгильдяйства. Зачастую берутся строить те, кто по существу ничего не понимает в строительстве.

— Поручаю Правительству формализовать требования к заказчику, — сказал Президент, —  расширить его функции, и особенно те, которые касаются технического надзора. Ведь технический надзор — своего рода аудит проекта. Это основной контролер на стройке. Специалистам, осуществляющим технический надзор, надлежит проверять все — от наличия должным образом оформленной документации до качества и количества выполненных работ. Это должны быть лучшие специалисты. Значит, надо решить задачи и по оплате их труда, и по профессиональной подготовке, и по подбору людей по соответствующим морально-нравственным качествам.

Финансирование госинвестпрограмм и жилищного строительства

Президент заметил, что к настоящему времени сложилась ситуация, когда государственные заказчики вместо того, чтобы быть примером, на поверку выступают неаккуратными и небрежными в финансовом отношении инвесторами. Со стороны Комитета государственного контроля больше всего нареканий на недостаточность и распыленность финансирования. Куда смотрит Министерство экономики? Зачем такую государственную инвестиционную программу вносить, которая не обеспечена источниками финансирования? Потом расписываемся в собственном бессилии, говоря, что стройка долго идет. Ведь изначально планируются долгострои!

Разве это дело, что в текущем году из 23 объектов Государственной инвестиционной программы, подлежащих вводу в эксплуатацию в январе—сентябре, не введена треть. И главная причина нарушения сроков — ненадлежащее финансирование.

— Должен быть жесткий порядок, — потребовал глава государства. — В программы включаются только те проекты, у которых имеется все необходимое — проектная документация и финансирование. Причем ни одного объекта не должно быть включено в Государственную инвестиционную программу без моего решения! Предупреждаю Премьер-министра и председателей облисполкомов: распыление государственных средств недопустимо и будет пресекаться жесточайшим образом.

Проектирование

Александр Лукашенко вынужден констатировать, что в проектировании — полный беспредел. Целый ряд фирмочек с численностью в несколько человек активно «снимают пенки» с процесса проектирования. Дошло до того, что вместо архитектурного проекта стали делать эскизные рисунки. С этим так называемым проектом ходят по инстанциям и, самое интересное, получают всевозможные согласования. А потом, когда начинается подготовка рабочей документации, все это обратно возвращается к детальному рассмотрению, переделывается, пересогласовывается. А на это расходуются деньги, тратится драгоценное время. В итоге страдают сроки, растут затраты и цены.

— Архитектурный проект должен стать по-настоящему архитектурным проектом со всеми необходимыми классическими атрибутами и выходными параметрами, — потребовал глава государства. — С данными, достаточными для использования при проведении подрядных торгов (чертежами, пояснительной запиской, сметными расчетами). Никакого упрощенчества! Предупреждаю Правительство и председателей облисполкомов, не остановите это безобразие — ответите головой! Подчеркиваю — проектирование должно быть профессиональным делом, а не ремеслом. Проектировщику следует в первую очередь считать и отвечать за свои расчеты. Думать не только о внешней красоте и удобстве эксплуатации, хотя, конечно, это важно. Проектировщик должен помнить и о цене того, что он предлагает, особенно в области безопасности.

Качество строительной продукции

В строительстве, отметил Президент, должна работать целостная система контроля, а не отдельные мероприятия от случая к случаю. Как никогда важна слаженная работа всех участников.

— Требую от подразделений Госстандарта — при проведении экспертизы проектной документации вы не должны пропустить ни малейшего отступления от требований законодательства, — заявил Александр Лукашенко. — Никаких поблажек, никакой двусмысленности. Строго определять: проект соответствует или не соответствует требованиям.

Главным государственным контролером на всех этапах производства строительно-монтажных работ должен стать Государственный строительный надзор. Прежде всего следует значительно усилить его надзорные функции на каждом этапе возведения объекта. Имейте в виду, что Госстройнадзор проверяет объект строительства, а не субъект хозяйствования. Причем делается это не формы ради, а для предупреждения возникновения дефектов и обеспечения безопасности и надежности.

Президент отметил, что дефекты и брак, выявленные в ходе эксплуатации объектов, часто должным образом не устраняются. Люди обращаются к заказчикам, возлагая на них ответственность за брак. А те, не имея реальных механизмов воздействия на виновных после завершения строительства, начинают всячески отпихиваться и выкручиваться.

— Поручаю Правительству, — сказал Президент, — повысить ответственность подрядчика путем введения обязательного резервирования на специальном счете средств, достаточных для устранения дефектов. Подрядчики не обеднеют. Через год, если претензий нет, половину суммы вернем. И в дальнейшем,  если нет брака, постепенно отдается  оставшаяся часть. Если есть брак, дефекты — устранение производить немедленно за счет виновного. Деньги для этого будут.

Глава государства потребовал не забывать и о людях, которые работают на стройках. Условия труда у них нелегкие. В жару и холод, на ветру и морозе они возводят дома и больницы, корпуса предприятий и социально-культурные объекты. И заслуживают за свой труд искренней благодарности.

В строительной отрасли накопилось немало проблем, отметил Президент. В определенной степени они вызваны именно серьезными масштабами работ.

— Но я твердо уверен, что с проблемами мы справимся, — заявил глава государства. — И для этого надо умело мобилизовать людей и в верном направлении приложить усилия как строителей, так и управленцев.

Обсуждаем проблемы вместе

Выступивший на совещании Премьер-министр страны Михаил Мясникович затронул ряд проблем в строительстве и предложил пути их решения. По его словам, за возведение проблемных домов должны нести ответственность не только подрядчики, но и руководители местной власти. Глава Правительства считает, что следует запретить строительство любых объектов без наличия проектно-сметной документации. Необходимо поставить заслон слабым фирмам, которые сначала выигрывают тендер на проектирование или строительство, а потом не в состоянии ничего воплотить в жизнь. Цены на возведение объектов должны быть постоянными. Перерасход средств должен ложиться на убытки застройщиков, а экономия — на их прибыль. Премьер-министр также высказался за создание системы страховых рисков в строительстве, возведение большего количества малогабаритного жилья, уменьшение импортных материалов при строительстве объектов.

В своем выступлении председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон предостерег, что чрезмерное увлечение проблемными домами может привести к задержке в строительстве жилья, которое запланировано к вводу в следующем году. Он также остановился на проблемах приписок при введении объектов. Почти во всех областях половину годового задания в жилищном строительстве планируется выполнить за счет строительства индивидуальных жилых домов. Но, как показывают проверки, здесь много искажений статистической отчетности. Кроме того, половина всех возводимых в стране объектов строится с задержкой графика.

Председатель Минского горисполкома Николай Ладутько предложил всех работников строительной отрасли перевести на контрактную систему найма. Это позволит усилить ответственность как руководителей, так и рядовых членов коллективов.

На ряд проблем строительной отрасли обратил внимание председатель Минского облисполкома Семен Шапиро. По его словам, необходимо скорее завершить модернизацию предприятий крупнопанельного домостроения. Следует больше внимания уделять финансированию объектов, а также прокладке инженерных сетей.

Директор ОАО «Институт «Минскгражданпроект» Олег Быковский обратил внимание на необходимость более строгого подхода к проведению тендеров среди проектных организаций. Некоторые из них, идя на демпинг, предлагают малую цену, а в результате их проекты никуда не годны и требуют доработки. В результате дешевое и быстрое проектирование приводит к долгому и дорогому строительству.

Генеральный директор ОАО «Строительный трест № 8» Михаил Водчиц предложил решать проблемы путем создания при строительных организациях проектных подразделений. Это даст большую надежность при создании проектно-сметной документации и ускорит время возведения объектов.

Подводя итоги дискуссии, Александр Лукашенко потребовал в зимнее время в каждой области провести учебу в сфере строительства со всеми заинтересованными сторонами. Глава государства также считает, что у нас слишком много инженерно-технических работников и служащих в строительной сфере. А их должно быть не более 10—13 на 100 работающих на объектах.

Кадры решают все

На совещании обсуждался и принципиальный вопрос, от которого зависят и состояние экономики, и успехи модернизации, и настроения людей. Это вопрос о кадрах.

Глава государства отметил, что у нас есть что взять из опыта советского времени. Тогда путь становления руководящего работника был понятен и буквально расписан по годам. Учеба в институте, школа комсомола, трудовой стаж на предприятии или в сельском хозяйстве. Только после этого перспективным кадрам открывалась дорога на партийные или советские должности, а значит, и во власть.

С развалом Советского Союза эта система рухнула. Руководящие должности в начале лихих 90-х стали занимать авантюристы, жулики, наглецы и проходимцы, умело использовавшие дискредитацию и полный развал советских идеалов и норм.

— Нам с вами после них пришлось практически с нуля создавать для молодого суверенного государства — Республики Беларусь — систему работы с кадрами, — сказал Президент. — Восстанавливая ее из пепла, мы использовали лучший советский опыт и учитывали требования времени. Сейчас можно с уверенностью сказать, что эта система себя оправдала. Среди руководителей всех уровней немало настоящих управленцев, профессионалов своего дела, искренне любящих Родину и стремящихся сделать ее лучше.

Вместе с тем реалии сегодняшнего дня выдвигают новые, более высокие требования к госаппарату. Главу государства уже не совсем устраивает существующая система работы с руководящими кадрами.

— Успешные руководители предприятий не хотят идти во власть, — заметил Александр Лукашенко. — Причины — низкий уровень заработной платы, высокий спрос и колоссальная ответственность за принимаемые решения. Раньше специалиста, попавшего в руководители, интересовал прежде всего не размер заработной платы, а новый статус и возможность проявить себя. Сегодня же высокопоставленная должность некоторыми воспринимается как дополнительная нагрузка и источник повышенной опасности.

Все чаще на государственную службу попадают люди, которые боятся или не хотят проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результат. Нужно принципиально разобраться, в чем корень проблемы. Не придем ли мы к закостеневшему, забюрократизированному госаппарату, который будет мешать нашему развитию?

Как привлечь на госслужбу наиболее авторитетных, талантливых, творчески мыслящих людей? Резко поднять им зарплату? Но вы помните, какую негативную реакцию в обществе вызвало повышение заработной платы партийным работникам в самом начале 90-х. Так оправданно ли сейчас, при не самой простой ситуации в экономике, ставить вопрос о дальнейшем повышении оплаты труда госслужащих?

С другой стороны, практически во всех странах — и на Западе, и в Азии, и у наших соседей государство дает своим служащим достойную зарплату, рассматривая ее и как способ привлечь высококлассных специалистов, и как эффективную меру против коррупции.

Так что, как бы ни было сложно, мы не можем просто так отмахнуться от этой проблемы.

В середине года проведена оптимизация численности госаппарата, и вся экономия направлена на повышение заработной платы. Но дальнейшее зависит только от состояния дел в экономике, а значит, от эффективности нашей работы.

В годы перестройки была развернута яростная кампания по шельмованию партийных и советских работников, отголоски которой до сих пор отражаются на восприятии госслужащих в обществе.

— Я не хочу идеализировать всех советских чиновников, — заметил глава государства, — среди них встречались разные люди, но все-таки порядочных работников, настоящих профессионалов, создавших великую страну, было неизмеримо больше. Нельзя стричь всех под одну гребенку.

Но деятельность госаппарата должна быть абсолютно прозрачной для общества. Никаких закрытых для критики тем в его работе нет и быть не должно. Иначе в стране наступит застой. Критика должна быть конструктивной и не превращаться в огульное критиканство. Подобное отношение к людям, которые на совесть служат государству, недопустимо.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter