От Эдинбурга до... Жабинки

Размышления о «литературном туризме»
Размышления о «литературном туризме»

Хочу в Лондон, на Бейкер–стрит, 221б, в квартиру Шерлока Холмса, воссозданную по рассказам Конан Дойла. Или нет! Хочу в Шотландию, в Эдинбург — постоять у памятника Вальтеру Скотту, побывать на могиле Роберта Бернса...

В моем литературно–туристическом списке эти герои и авторы в разделе «почти несбыточных мечт». Но есть и другие — Пушкин, Достоевский, Ахматова. Три галочки напротив этих фамилий появились после поездки в Санкт–Петербург. Музей–квартира Достоевского... Помню, какое впечатление на меня произвела книга–игрушка, привезенная писателем своим детям. Старинный том, каждой странице которого с изображением зверюшек соответствовал специальный рычажок: потянешь — и заквакает лягушка, защебечет птичка... Бродя по комнатам, я впервые увидела не автора «Братьев Карамазовых» и «Неточки Незвановой», а человека — живого, любящего своих детей.

Я — турист литературный. Интереснее всего для меня увидеть место, где жил автор, понять, каким он был на самом деле, без обычной для таких случаев идеализации восторженными почитателями творчества. Важно — ПРИКОСНУТЬСЯ...

Открываю сайт Национального агентства по туризму. Вот они, предложения... Новогрудок — озеро Свитязь — Тугановичи — Заосье — тур по мицкевичским местам, на родину Якуба Коласа (Николаевщина), купаловская вотчина, Полоцкий музей книгопечатания. Да в поездках по Гродненщине изредка вспоминают Элизу Ожешко и Максима Богдановича. Вот, пожалуй, и все. По правде сказать, маловато будет! Да и рассчитаны эти туры на туристов заморских, в подробности не вдающихся. А я хочу удивляться в каждой своей поездке!

Может быть, местные поставщики туристических услуг смогут побаловать таких придирчивых путешественников, как я?

Турагентства моих родных Барановичей на запрос выдают привычный список: Новогрудок, Мир, Заосье... Брестские туроператоры предлагают, немного подумав, проехаться в Достоево.

— Литературные маршруты? Новая какая–то формулировка, — удивляется методист по краеведению Центра детского и юношеского туризма при Барановичском управлении образования Таисия Данильчик. Но называет все же два места, где я еще не побывала, — музей Тавлая в СШ N 4 и деревню Крошин, родину Павлюка Багрима.

— Там, — поясняет она, — тоже при школе музей есть. Да и расскажут вам все, и покажут!

Впрочем, неплохим подспорьем для любителей «литературных путешествий» может вскоре стать готовящаяся к выпуску литературная карта Брестчины.

— В мае этого года мы планируем проехаться «автопоездом» по литературным местам Брестской области, вспомнить имена несправедливо забытых поэтов и писателей, выступить в школах и клубах, — рассказал председатель областного отделения Союза писателей Беларуси Анатолий Крейдич.

Члены союза планируют посетить Жабинку, связанную с именами поэтов Василя Годулько и Василя Сахарчука, Ивацевичи (Микола Купреев), Пинск (поэтесса Евгения Янищиц), на Ганцевщине вспомнить Василия Проскурова — писателя и публициста и Михаила Рутковского (деревня Остров). Впечатления от поездки лягут в основу своеобразного путеводителя по литературной Брестчине. Его издание планируется на конец года.

Конечно, множество подобных мест есть и на картах других областей. Надо только поискать.

Так что есть куда развиваться и расти белорусскому литературному туризму, не забывая, конечно, и уже популярные маршруты, обогащая их новыми, доселе неизвестными фрагментами жизни любимых авторов. Дело за малым — за нашим желанием. А уж агентства наверняка откликнутся. Был бы спрос!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter