Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как начинающие айтишники совмещают работу и учебу

От джуниора до сеньора

Большинство студентов-айтишников начинают рассылать резюме по HR-отделам на первом-втором курсах, а к третьему – уже трудятся на позиции джуниоров в штате компаний. Как ребята успевают сдавать лабы преподавателям и релизы заказчикам, что по этому поводу думают работодатели и как к «совместителям» относятся в вузе?


Глеб Стрельцов, 3-й курс факультета компьютерных систем и сетей БГУИР: 


– Попасть на работу было сложно. Я хотел заниматься разработкой на языке Java. Конкуренция на рынке труда по этому направлению серьезная: только в одном из 20 случаев твое резюме без опыта рассматривали и приглашали на собеседование. Полгода назад меня взяли на должность инженера-программиста в компанию iTechart. К тому, что я еще студент, здесь относятся с пониманием: если ты хорошо выполняешь работу, то тебе всегда пойдут навстречу. Чего скрывать, занятия в универе иногда приходится пропускать. Но нужно четко понимать, когда это делать можно, а когда – нет. На­пример, лекции я изучаю самостоятельно, так как почти всегда есть их электронный вариант. В каких-то ситуациях надо уметь договариваться с преподавателями, однокурсниками. А еще надо очень много самостоятельно заниматься. Идеальный вариант – не менее 20 часов в неделю, не привязываясь к парам в университете.

Анастасия Андрухович, 3-й курс факультета компьютерных систем и сетей БГУИР:


– После 3-го курса у нас будет практика, поэтому все мои однокурсники ищут место, где будут ее проходить. Я – тоже. Конечно, можно подготовиться к собеседованию самостоятельно, но для этого нужна огромная сила воли. Поэтому большинство претендентов в стажеры оканчивают курсы. Бесплатных в Минске немного, и они работают при крупных IT-компаниях. Я прошла отбор на веб-разработку на языке Java в EPAM. Лучше выбирать то направление, с которым ты уже немного знаком, иначе осваивать все с нуля будет сложно. В университете писала курсовой проект на Java. Он уже нашел практическое при­менение в производстве печатных плат – программа помогает систематизировать и перенаправлять данные, которые до этого обрабатывались вручную.

Совмещать учебу на курсах и в университете мне помогал правильный тайм-менеджмент. На каждый пункт в расписании выделяешь определенное количество времени и стараешься не отступать от запланированного. При таком подходе удавалось и в кино сходить, и с друзьями в кафе посидеть, и (что обя­зательно) отдохнуть. После курсов надеюсь получить предложение о работе. 

Артем Зубель, 3-й курс факультета компьютерных систем и сетей БГУИР:


– Работаю в ком­пании Itransition инженером-прог­раммистом с сентября прошлого года. Впервые побывал в офисе, когда нашу университетскую группу пригласили на экскурсию. Мы ознакомились с условиями труда, пообщались с опытными разработчиками и молодыми сотрудниками. 

Работу искал, как и многие студенты, для того, чтобы иметь карманные деньги, но потом втянулся. На курсах изучал новые языки программирования и понял, что мне интересен не только результат (то есть зарплата), но и сам процесс. В конце курса мы защищали проект и сдавали экзамен. Примерно через три недели мне позвонили и пригласили на собеседование. 

Признаюсь, не все сразу получалось. Помню, в первый день стажировки мне дали задание, а я не понимал, что именно нужно сделать. Пришлось спрашивать кое-что у напарника, что-то искал в интернете, но разобрался быстро. Главное, не растеряться. 

Слово работодателю

Сергей Зеневич, заместитель директора ООО «СофтТеко»:

– Многие компании заинтересованы в том, чтобы взять новичка и сделать из него специалиста, отвечающего требованиям, которые предъявляются именно в своей компании. Если мы не примем студента 2-3-го курса на работу, его возьмут конкуренты. В чем еще преимущество такого подхода? У работодателя появляется возможность присмотреться к новому работнику, понять, на что он способен. А когда подойдет время распределения, направить заявку в вуз. За каждым стажером закрепляем опытного сотрудника. Если возникнут вопросы, задавать их можно всем, кто знает ответ. Ни один сеньор не откажет в помощи джуниору. Студентам, которые у нас работают программистами, QA-инженерами, предлагаем гибкий график – никто не стоит над ними с секундомером и не контролирует количество проведенного в офисе времени. У всех есть ноутбук – выполнять задачи можно дома, в дороге, между парами в университете. Во время сессии, если нужно, ребята берут отпуск. Конечно, не всем под силу совмещать работу и учебу. Поэтому, кроме умения быть командным игроком, самостоятельно получать знания, оцениваем, насколько претендент дисциплинирован и организован. Недавно совместно с БГУИР объявили конкурс студенческих проектов IT Practice. Победителей пригласим на стажировку.

Звонок в вуз

Валерий Прытков, декан факультета компьютерных систем и сетей БГУИР:

– Мы поддерживаем ребят, совмещающих учебу и работу, ведь, с одной стороны, у них появляется возможность применить знания на практике. А с другой – работающие студенты позволяют обеспечить связь науки и производства: знакомят преподавателей с новыми тенденциями в развитии технологий, что позволяет своевременно корректировать учебные программы. На 3-м курсе нашего факультета по специальности работает около 60 процентов студентов, на 4-м – более 80. Ребятам с младших курсов при­сматриваться к вакансиям мы не реко­­мен­дуем – все-таки в первую очередь нужно получить фундаментальную подготовку.

uradova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter