От Дракулы до Чаушеску. В Минске покажут шедевры румынского кинематографа

Что мы знаем о Румынии? Каша-мамалыга, цыганские таборы и традиция разбавлять белое вино минералкой. Страна, на пляжах которой отдыхает все больше наших соотечественников, тем не менее так и остается загадкой для нас. Неделя румынского кино, которая проходит в рамках проекта “Открытый формат”, призвана развеять стереотипы и помочь нам взглянуть на родину графа Дракулы совсем с другой стороны.

Этот феномен с трудом поддается объяснению: для Восточной Европы Румыния превратилась в кинематографическую Мекку. Прежде фильмы из этой страны не имели своего имиджа, не было у Румынии и собственной прочной кинематографической школы. Более того, критики поговаривали, что румынское кино одно из самых слабых в регионе. В 90-е годы в фаворе был Иран. Потом вектор сместился в Юго-Восточную Азию: экстремист Ким Ки-Дук предложил зрителям совершенно новый радикальный киноязык. Однако фестивальная мода — дама капризная. Сейчас в топ-листах страны бывшего соцлагеря и загадочная мрачная страна на побережье Черного моря.
“Румынская волна” сегодня — это Кристиан Немеску, Кристи Пуи, Раду Мунтян, Корнелиу Порумбою, Ханно Хефер. Начиная с 2005 года их фильмы получили большое количество наград и даже покорили избалованную каннскую публику. Фильм “4 месяца, 3 недели и 2 дня” Кристиана Мунджиу взял Золотую пальмовую ветвь в 2007-м, а за драму “Смерть господина Лазареску”, опять же в Каннах, Кристи Пуи получил приз “Особый взгляд”. 
Что же тронуло мировую аудиторию? Возможно, полное отсутствие кокетства и заигрывания с ней же, публикой. Кажется, что создатели фильмов специально избегают красочности и маскарадности, присущей, к примеру, мастеру национального кино Эмиру Кустурице. Румынские режиссеры фанатично детализируют уклад жизни своих соотечественников, причем ничуть не приукрашивая заунывные городские пейзажи. Планировка квартир, мебель из ДСП, подержанные иномарки и даже осыпавшиеся новогодние елки — все настолько знакомо и близко, что наворачиваются слезы. Для американцев — забавная диковинка, для рожденных в СССР — недавнее прошлое. Повседневность и пристальное вглядывание в человеческую сущность — главные черты стиля новой “румынской волны”. Так называемая “ленивая камера”, когда один и тот же план не меняется больше двух минут, изображение скачет туда-сюда, нарочитое отсутствие крупных планов и операторских изысков делает это кино поистине завораживающим. Создатели как будто хотят нам сказать: “Вот мы, какие есть. Не нравится — не смотрите. Нам все равно”.
Столичный видеокомплекс “Центр-видео” выбрал для показа в Минске четыре румынских киношедевра: “12:08 к востоку от Бухареста”, “Смерть господина Лазареску”, “4 месяца, 3 недели и 2 дня” и “Мечты о Калифорнии”. Во всех этих картинах заметно желание румын повернуть историю вспять, понять, что же произошло с ними в начале 90-х, когда пал режим Николая Чаушеску, и как вели себя они в этот момент. Непритязательные события из жизни обычных людей становятся очень важными для понимания прошлого в целом и ответа на главные вопросы любого народа: кто мы и куда же мы идем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter