От «чыгунки» до «Сапсана»

У российских и белорусских железнодорожников общие будни и праздники

ДВЕ знаменательные даты отмечают в этом году железнодорожники Союзного государства. Недавно торжественно отпраздновали 175–летие пуска первой в России магистрали протяженностью 21,5 версты, связавшей Санкт–Петербург с Царским Селом. А на днях исполняется 150 лет начала регулярного движения по железной дороге Санкт–Петербург — Варшава, которая первой прошла по территории современной Беларуси на участке Поречье — Гродно протяженностью 32 километра. Транспортники двух братских стран не случайно оба эти праздника считают своими. Ведь начиналось железнодорожное строительство на территории Государства Российского — предтечи нынешнего Союзного государства. Вскоре еще одна железная дорога, Риго–Орловская, прошла через белорусский губернский город Витебск. А затем и Минск благодаря магистрали Москва — Брест в 1871 году оказался связан надежным транспортным сообщением с центральными областями России. За несколько десятилетий все крупные населенные пункты Белоруссии были объединены железнодорожными магистралями.


Стальные рельсовые пути оказали огромное влияние на развитие экономики, быта, культуры всей Белоруссии. В первую очередь благодаря тому, что появилась возможность быстро и относительно дешево доставлять на рынки свою продукцию. Причем это касалось как крупных по тем временам предприятий, так и простых крестьян. По воспоминаниям современников, уже в 1875 году благодаря железной дороге Минская губерния получила выгодное сообщение с рынками России. В белорусскую глубинку стали поступать ситцы, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, чай, железные, медные и чугунные изделия, соль, табак, сахар. С другой стороны, простой люд получил уникальную возможность за небольшие деньги отправиться в столицу и другие промышленные центры на заработки. За первый же год работы железной дороги, связавшей Москву, Минск и Брест, она перевезла без малого миллион пассажиров и многие миллионы пудов груза.


Однако железная дорога дала мощнейший импульс и другим сторонам жизни. Например, архитектуре и градостроительству. Какой город Беларуси ни возьми, вокзал и иные станционные постройки в нем являются стандартом высокого вкуса. Это касается как зданий постройки XIX века, так и нынешних. В Витебске, к примеру, старинное здание вокзала не только сохранили, но и недавно оснастили при реконструкции панорамными лифтами. Так что полюбоваться классическим интерьером можно с высоты. По–европейски красив современный железнодорожный вокзал в Минске. А такие белорусские города как Барановичи, Молодечно и вовсе обязаны дороге своим развитием. В Барановичах, к слову, зародился новый для Российской империи род войск — железнодорожный. Рядом со стальными рельсами бежали и телеграфные провода — так в Белоруссию пришла связь. Образование, особенно техническое, связано с появлением первых железнодорожных школ и училищ. Имела «чыгунка» и свои лечебные учреждения, здесь впервые стала применяться система социального страхования и появились пенсионные кассы. О тех славных временах напоминают старинные паровозы и вагоны, любовно восстановленные железнодорожниками и представленные в музеях Барановичей и Бреста.


И сегодня Белорусская железная дорога так или иначе влияет на жизнь каждого жителя и предприятия страны. Новые инвестиционные проекты, такие как современные скоростные пассажирские поезда и мощные грузовые локомотивы, вагоностроительные заводы превратили БЖД в мощный транспортный комплекс с большим техническим и интеллектуальным потенциалом. О чем говорит и поздравительное послание, с которым обратился к 80–тысячному коллективу Белорусской железной дороги по случаю ее 150–летия Президент Беларуси Александр Лукашенко. Растет и международный авторитет БЖД, подчеркнул ее начальник Владимир Морозов. Ведь через страну проходят два важнейших транзитных транспортных коридора — из Западной Европы на Москву и далее на Восток и из Скандинавии на Балканы. По первому из них планируется организация скоростного движения. Второй предстоит в короткие сроки электрифицировать. Новый импульс железнодорожному движению придало создание Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. За несколько лет перевозки грузов по стальным магистралям между тремя странами возросли на 38 процентов.


Так что в Беларуси, России и в целом на «Пространстве 1520» железные дороги переживают ренессанс, отметил, будучи на днях в Минске руководитель ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Заложенные в XIX веке стальные магистрали и сегодня накрепко связывают друг с другом народы Союзного государства. Не случайно в регионе ЕЭП первым проектом стало создание транспортно–логистической системы. Одним из примеров эффективного сотрудничества стали контейнерные поезда, которые сообща проводят по ускоренным графикам железнодорожники России и Беларуси. От имени Президента Владимира Путина и председателя правительства России Анатолия Медведева и ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин вручил нескольким белорусским железнодорожникам почетные награды.


Справка «СОЮЗа»


В 1863 году на белорусском участке Санкт–Петербургской железной дороги эксплуатировалось 36 пассажирских и 700 товарных вагонов.


Цифра


Протяженность железных дорог в Беларуси превышает 5500 километров. По ним перевозиться примерно три четверти всех грузов и около половины пассажиров страны.


bibikov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter