Люди искусства о том, какой культурный шок им довелось пережить в этом году

От чего звезды в шоке

Сегодня отмечается Международный день культуры, и мы, разумеется, не можем остаться в стороне. Современный творческий процесс подчас вызывает недоумение у публики, что за перформанс учинил модный авангардный художник и зачем подающий надежды режиссер сотворил на сцене нечто далекое от традиционных ценностей. Хотя случаются и такие взлеты вдохновения, которым можно лишь восторженно рукоплескать.


Фото  БЕЛТА.

Как выяснилось, люди искусства, наблюдая за коллегами по цеху, так же часто, как и мы, обычные зрители, переживают культурный шок. И делятся своими впечатлениями и эмоциями с читателями «СБ».

Искуи Абалян, певица:

Фото  Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

— Недавно второй раз в жизни была на концерте Эроса Рамазотти, и меня повергла в шок полупустая «Минск–Арена». Представила себе, как певец сейчас выйдет, увидит эти кресла... Стало не по себе. А ведь 5 лет назад на концерте Рамазотти во Дворце спорта был аншлаг — ни одного свободного места. Представляю, каково это — приехать во второй раз туда, где однажды тебя хорошо принимали, и столкнуться с полупустым залом. Здесь нельзя винить организаторов, они наверняка сделали все возможное, чтобы собрать публику. Не то что я на себя эту ситуацию примеряю, в моей жизни, по счастью, полупустых залов было очень мало. Но мы живем в сложное время, множество концертов отменяется из–за нераспроданных билетов — не только у белорусских артистов. И поневоле начинаешь думать: а может, я плохой артист, раз публика не идет? Так что главное сейчас — сохранять веру в себя.

Валерий Анисенко, режиссер, художественный руководитель Национального академического драматического театра им. Якуба Коласа:

Фото  Артура  ПРУПАСА.

— Меня ежегодно по–хорошему поражает Международный молодежный театральный форум «М@rtКонтакт» в Могилеве, в котором я принимаю участие вот уже 11 лет в качестве члена жюри. И каждый год обязательно находится 2 — 3 спектакля, о которых можно сказать, что они не развлекательные. Это спектакли–раздумья, они обращаются к самым корням театра, духовно поддерживают и заставляют гордиться тем, что ты имеешь отношение к этой профессии. Да и само существование фестиваля в эти трудные времена экономических кризисов — уже чудо.

Еще один источник позитивных переживаний для меня — Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ», который проходит в Минске: здесь всегда можно увидеть выдающиеся европейские работы. Говорю это с огромной благодарностью создательнице фестиваля Анжелике Крашевской и тем спонсорам, которые поддерживают его проведение.

А о чем–то плохом вспоминать не хочу — ни к чему это.

Ростислав Кример, пианист, художественный руководитель Международного фестиваля Юрия Башмета:


Фото "СБ"

— Если говорить о позитивных переживаниях, то не могу не вспомнить наше выступление в театре «Пергола» во Флоренции (самом старинном оперном театре мира) со скрипачом Сергеем Крыловым в январе этого года. Было приятно, что телеканал «Культура» наш концерт назвал в числе ведущих музыкальных событий в мире.

А вот шок в отрицательном смысле я испытал на концерте одного российского поп–пианиста, который на рояле играл... под фонограмму. Да, бывает и такое. При скоплении тысяч зрителей это как минимум некорректно, потому что такие звезды, как, например, Элтон Джон, несмотря на возраст, до сих пор и играют, и поют вживую. И если уж люди пришли на концерт, купили билеты, нужно проявить к ним уважение, выложиться, сделать все, что в твоих силах.

Владимир Цеслер, художник, дизайнер:

Фото  Виталия  ГИЛЯ.

— Мне, по счастью, никакого шока в последнее время переживать не случалось, ничего плохого в культурной жизни не происходило. А отсутствие плохого — это уже хорошо!

Олег Елисеенков, композитор:


Фото  Виталия  ГИЛЯ.

— Самым ярким впечатлением, даже можно сказать, культурным шоком для меня стал проект дирижера Валерия Гергиева — выступление сводного детского хора России. Представьте себе тысячу детей, огромный хор, собранный из множества региональных коллективов... Этот концерт меня просто потряс.


Фото  пресс-службы  Президента  России.

Я сам вырос в хоре, мой отец хоровик, и ведь у нас в Беларуси тоже когда–то делались подобные масштабные проекты! Сразу вспомнилось, как в детстве я участвовал в похожем выступлении: это была всесоюзная акция, в Заславль свезли множество детей, мы жили в школе–интернате неделю, вместе репетировали и потом выступали. И вот я услышал, как хор под управлением Гергиева поет песни, многие из которых мы исполняли тогда, и искренне порадовался, что хоровое искусство живет и возрождается. Очень хочу, чтобы у нас оно тоже развивалось, получило столь же мощный толчок; в этом плане нам есть чему поучиться у соседей! Хор — огромная объединяющая сила, люди, которые вместе пели, никогда не будут враждовать. Хоровая культура в Беларуси — мощная, с давними традициями, но ей необходима популяризация через большие проекты, чтобы был стимул у любого ребенка не только в спортивную секцию ходить, но и в хоре петь. Ведь для этого не нужен особый достаток, не надо покупать дорогостоящий музыкальный инструмент, не требуется даже яркий голос, хватит и небольших способностей. А уж хороших педагогов и дирижеров–хоровиков у нас хватает.

Нина Шарубина, народная артистка, солистка Национального академического Большого театра оперы и балета:

Фото  Артура  ПРУПАСА.

— Буквально на днях включила телеканал Mezzo, а там «Борис Годунов» — не знаю, в чьей постановке, но пели солисты Мариинского театра. И я испытала крайне неприятный шок от сценографии, костюмов — действие происходит там, где бомжи ютятся, одежда соответствующая. Стоят бомж и бомжиха — и вот это «Борис Годунов». Я все понимаю: современное прочтение, новая трактовка — но не до такой же степени!

А если вспоминать о хорошем, то была членом жюри певческого конкурса «Вясновы спеў» для детей от 7 до 17 лет, он проходил в Минске на базе музыкального колледжа им. Глинки. Конкурс проводился всего второй раз, я до того о нем даже не знала, но осталось настолько приятное впечатление, особенно от гала–концерта и от того, с каким увлечением работают педагоги, дирижеры, сами дети.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 70 (24952). Пятница, 15 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter