Почему сельхозпредприятия не выполнили задачу о восстановлении работоспособности техники до 1 января

От чего устал металл

Земля еще плотно укрыта снегом, но не успеем и оглянуться, как по всей стране начнутся полевые работы. Судьбу будущего урожая во многом определяет высокопроизводительная и, что не менее важно, исправная техника. Будет ли она к весне на колесах? Увы, есть повод для тревоги. Еще в августе минувшего года сотрудники органов внутренних дел установили вопиющий факт: неисправно более пяти тысяч сельскохозяйственных машин и агрегатов! По поручению Президента Комитет госконтроля, МВД и прокуратура совместно занялись горячей темой. Была поставлена задача: до 1 января все недостатки в вопросах сохранности и работоспособности техники устранить. Однако проверки сельхозпредприятий, организованные Комитетом госконтроля в начале года, выявили удручающую картину. Разукомплектованные сеялки, тракторы и комбайны. Списанные преждевременно машины и агрегаты. Техника, поставленная на длительное хранение с нарушением норм и стандартов. Игнорирование требований по государственной регистрации и учету машин. Подобные нарушения отмечены практически во всех регионах. В чем причина? Не повлияет ли это на темп грядущей посевной? Корреспонденты «СБ» исследовали проблему.


На машинном дворе сельхозпредприятия «Демидовичский», что в Костюковичском районе, на линейке готовности выстроена техника. Кажется, дай отмашку — сразу же выйдет в поле. Но первое впечатление обманчиво. В ангаре на машинном дворе мы увидели машины... без двигателей. С энергонасыщенного трактора «Беларус» его сняли и отправили в ремонт еще в октябре. Грузовик МАЗ стоит без мотора с... начала лета. А как же с готовностью до 1 января? Виктор Ковалев, недавно занявший директорское кресло «Демидовичского», лишь руками разводит, ссылаясь на нехватку средств. И заверяет: «Беларус» отремонтируют к началу марта, а грузовик — к апрелю.

Ремонтникам, «оживляющим» другие тракторы, не позавидуешь. Ангар не отапливается — температура в помещении почти как на улице. Инструмент в морозный день голыми руками не возьмешь. Если бы только это... Оказывается, во время проверки хозяйства сотрудниками Костюковичского РОВД вскрылись и вовсе неприглядные факты. Из хозяйства пропали косилка и разбрасыватель удобрений. Их не списывали — отдали фермеру. Интересно, по доброте душевной или как? По словам первого заместителя Костюковичского РОВД, начальника криминальной милиции Руслана Белякова, материалы проверки переданы в Следственный комитет. За вольное распоряжение государственной собственностью кому–то придется ответить.

А вообще, статистика заставляет серьезно задуматься: на Могилевщине из почти 1.300 единиц проверенной техники неисправными оказались 356. Причем 30 было разукомплектовано.

Та же беда и в других регионах. 20 января в ОАО «Бешенковичи агросервис» контролеры обнаружили неисправные тракторы МТЗ, комбайн КЗС, погрузчик «Амкодор», плуги, культиватор, машины для внесения органических и минеральных удобрений. Там же находились разукомплектованные зерноуборочный комбайн КЗС и три трактора «Беларус». Кто из руководителей и специалистов виновен в этом, выясняют сотрудники УВД Витебского облисполкома. Когда мы вчера приехали в Бешенковичи, два энергонасыщенных трактора приводили в порядок в мастерских. Однако, по словам начальника управления КГК Витебской области Николая Хацкевича, к ремонту приступили лишь после проверки.

Буда–Кошелевский район. ОАО «Рогинь». Здесь два разукомплектованных комбайна КЗC сейчас непросто возродить к жизни. Рамы в трещинах. С машин демонтированы двигатели, радиаторы, электрооборудование, колосовые, зерновые, выгружные шнеки... А прошло–то всего 8 лет, как новенькие красавцы были поставлены хозяйству по договорам лизинга. Задолженность по платежам — более 37 тысяч рублей — еще не погашена, а машины, которым бы еще убирать и убирать хлеб, похожи на металлолом. Аналогичная история и с другой техникой. Ничего, кроме рам, не осталось от приставки для уборки кукурузы на зерно, сеялки, прицепного почвообрабатывающего агрегата. Последний и вовсе был приобретен менее 5 лет назад... И все эти машины, как и комбайны, тоже поступили в хозяйство по лизингу. Общий долг по платежам — более 80 тысяч рублей.

Полная безответственность со стороны руководителя ОАО и его инженера? Но куда смотрели ответственные работники ОАО «Гомельоблагросервис», в собственности которого находится указанная техника? Как можно закрыть глаза на подобные факты, когда до сезона полевых работ остаются считаные недели?! Тем более если они становятся тревожной тенденцией, подчеркивают в Комитете госконтроля и дополняют картину новыми штрихами.


В мастерской сельхозпредприятия «Демидовичский» идет ремонт техники.

Брестский район. Сельхозпредприятие «Молодая гвардия». По состоянию на 23 января в сеялке отсутствовали семенные баки, сошники, приводные цепи. Между тем ее износ всего около 47 процентов.

ОАО «Птицефабрика «Медновская». Разукомплектован трактор МТЗ, для восстановления которого необходимо более 17 тысяч рублей.

Червенский район. Предприятие «Ганута–агро». Узлы и агрегаты приобретенного в лизинг кормоуборочного комбайна были демонтированы. Долг по лизингу за него — 2,8 тысячи рублей.

Но если в этих случаях хоть и призрачная, но все же надежда на восстановление техники есть, то в других хозяйствах расстались и с ней, предпочтя отправить нестарые в общем–то еще машины и агрегаты на списание.

Чаусский район. ОАО «Реста–агро». 25 октября здесь списан зерноуборочный комбайн, задолженность по лизинговым платежам на тот момент составляла более 22 тысяч рублей.

Бобруйский район. ОАО «Невский–Агро». 28 ноября списан трактор «Беларус–320», хотя его срок эксплуатации истекает только в 2019 году. Как, впрочем, и зерноуборочного комбайна КЗC–10, принадлежавшего ОАО «Агросервис» Чаусского района. Эту машину тоже поторопились списать.

Что за болезнь такая поразила сельхозпредприятия? Покупают технику в рассрочку, разбирают ее на детали и продолжают платить по долгам за машины, которые уже фактически ни на что не способны. Списывают то, что еще должно не один год работать. Абсурд, да и только!

Начальник управления контроля за работой агропромышленного комплекса Комитета госконтроля Валерий Скрипкин раскрывает суть проблемы:

— Помимо безответственности руководителей хозяйств, подобное явление возникает и от отсутствия денег у сельхозпредприятий. Ломается в хозяйстве машина, купить запчасти не за что, а работа в поле ждать не будет. Снимают деталь с другого агрегата. И так не единожды. Но с каждым разом приводить в порядок машины со снятыми узлами все сложнее, а то и вовсе невозможно. Если бы был надлежащий контроль со стороны районных служб механизации и Гостехнадзора, подобные проблемы хозяйства старались бы своевременно решать, не доводя дело до критической точки.

С финансовыми проблемами хозяйств связывают медленные темпы ремонта и на специализированных предприятиях. К примеру, ОАО «Витебский мотороремонтный завод» по распоряжению облисполкома должен был отремонтировать 71 единицу техники. Но к 1 января сельхозпредприятия направили туда лишь 48 машин и агрегатов. Из них к 8 февраля отремонтированы только 3. Приехав на завод, мы увидели во дворе полуразобранный почвообрабатывающий посевной агрегат. После 6 — 7 лет эксплуатации он находится практически в убитом состоянии. По словам директора предприятия Виктора Масалова, специалисты могут восстановить технику любой сложности, но заказчики медлят с авансовыми платежами:

— Средняя продолжительность ремонта одной единицы техники — 20 — 30 дней. Однако у сельхозорганизаций нет денег, чтобы с нами расплатиться.


ОАО «Бешенковичи агросервис».

А теперь — внимание! Даже если завод получит необходимый аванс, увеличит рабочий день до 10 часов, то лишь на ремонт широкозахватной посевной техники ему потребуется около 4 месяцев. Возможно, в таком случае заказы надо перераспределить. Витебский облисполком определил 8 специализированных предприятий, которые должны отремонтировать 823 единицы техники.

Николай Хацкевич, начальник управления КГК Витебской области, делает вывод:

— Если сейчас не найти средств на ремонт, мы рискуем упустить оптимальные сроки проведения весенних полевых работ. А это уже чревато нарушением технологии и потерями урожая.

В то же время в Витебском облсельхозпроде отмечают, что хозяйства привыкли к централизованному выделению средств на ремонт из бюджета. И к тому, что сейчас нужно рассчитывать только на себя, многие оказались не готовы. Кредиты слишком дороги. Хозяйствам с финансовыми проблемами, которых на Витебщине 45 процентов, их и вовсе не дадут. Многие сейчас надеются на деньги переработчиков, которые проавансируют ремонты в счет будущих урожаев. Про это говорят и в облисполкоме, заверяя, что к посевной около 90 процентов сельхозтехники будет в строю. Что ж, весна проверит.

Мнение по поводу

Начальник управления Комитета госконтроля Могилевской области Вячеслав Осмоловский:

— Почему возникла сегодняшняя ситуация с техникой? Основная причина в том, что многим хозяйствам на протяжении нескольких лет было невыгодно заниматься ремонтом техники. Проще относительно новые сломавшиеся машины использовать в качестве доноров запчастей. А вместо неисправной техники приобрести новую в лизинг, заплатив всего 5 — 10 процентов стоимости. Накладывают свой отпечаток и накопившиеся долги за электроэнергию, которые хозяйства не гасят. Вот энергетики и отключают электричество от мастерских. Такой вот клубок проблем, который необходимо срочно распутывать.

sob@sb.by

sb_m@mail.ru

svg–vt@mail.ru

Фото авторов.

Советская Белоруссия № 28 (25163). Пятница, 10 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter