О антибелорусских продовольственных санкциях

От чего колбасит Россельхознадзор

Вообще «мясная» позиция российской стороны нелогично. Сначала большие чиновники в панике от санкций косяками ездят в Минск. Мол, помогите. Дайте дополнительные объемы, не дайте разгуляться спекулятивным ценам и инфляции. Утверждаются балансы, оговариваются условия сотрудничества. И на тебе: вылез самый умный Данткверт и перечеркнул все начинания одной пробиркой. 

3p4.jpg

В своей лихости даже обогнал знаменитого Онищенко. Тоже был еще тот виртуоз. Попьет молдавского вина с «Боржоми», облизнется и найдет там какие-нибудь инородные вещества. И только пожмет плечами: ничего личного, только работа. Впрочем, киллеры обычно тоже так говорят.


Почему-то не удивился вдруг возникшим из ниоткуда массовым российским претензиям к нашей пищевой продукции. Точнее даже не российским, а конкретно одной организации — Россельхознадзора. Странная она какая-то: вроде не коммерческая, а действует как плохенькое наемное пиар-агентство. Приемчики — точно у оперов из третьесортных российских сериалов: чего-нибудь подбросить, «найти», дописать… Впрочем, и наши производители хороши. Знают же, с кем дело имеют. Надо было бы сразу душить проблему. Как только первые поползновения появились. Ведь все было понятно: какое-нибудь российское ведомство к зиме обязательно свинью подложит нашему продовольствию. Создается впечатление: по-другому соседний рынок работать не умеет. Или не может. Или не хочет. При всей своей коррупционной хаотичности, определенные «понятия» в России все-таки существуют. А поэтому демарш против белорусских конкурентов был предопределен давно. Единственной загадкой оставалось: кто будет застрельщиком. Эта сомнительная честь досталась Россельхознадзору.

Претензии Россельхознадзора до конца все же не понятны. С точки зрения формальной логики, которой все нормальные партнеры руководствуются. Сколько комиссий приезжало на наши заводы. Сколько испытаний для получения сертификатов проводилось. Лаборатории день и ночь работают, чтобы комар носа не подточил. Российским исследователям тысячами пробы возили. Для подстраховки. И вдруг — здравствуй, Новый год: чуть ли не вся колбаса не соответствует стандартам. В России, где требования к пищевой продукции были всегда ниже, чем у нас. Причем значительно. Сейчас в общих техрегламентах ЕАЭС по ряду параметров опускаемся до их уровня. Что же, идем партнерам навстречу, понимая: откатываться назад не очень верно, но если установить нашу высокую планку, то у многих российских производителей исчезнет шанс на существование.

Так где зарыта свинья в проблеме поставок нашей мясной продукции на российский рынок? Да еще свинья шумная, визгливая. Выпустили ее на волю информационного пространства, и уже только ленивый восточнее Смоленска не хает белорусские сосиски и ветчину. Как же вы их столько лет за обе щеки уплетали? Ситуация была другая? В этом полностью согласен с нашими российскими критиками.

Мясной рынок в России сейчас не премиальный, а суперпремиальный. И колбасные короли постепенно превращаются в императоров. Ведь дефицит — лучшая стратегия для олигархов-миллионеров стать миллиардерами. А нехватка мяса ощущается в соседней стране уже давно. Сначала чума в Европе ударила по импорту дешевой свинины. Летом добавились еще и контрсанкции. Красота, задирай ценник до безобразия и правь миром. Тем более сервелат — не модное платье. Будешь плакать, но отдашь последнюю копейку в магазине: кушать-то хочется. Вот только белорусские производители не давали до конца разгуляться. Конкуренция снижает цены, а за ними — и доходы поставщиков. Тут-то и кроется проблема. Тем более что рынок мясопереработки в России с большего монополизирован. На него просто так не попадешь. Местные предприниматели жалуются: монстры душат на корню небольшие предприятия. Добивают заказными проверками. И наивно полагать: если своих «режут», пощадят «чужаков».

Кстати, колбасы, сосисок и другой снеди в России предостаточно. Дефицит есть, но мяса. Самый желанный товар — живые свиньи. На худой конец — туши. И мощностей для разделки, упаковки, переработки своих хватает. Даже простаивают некоторые из-за отсутствия сырья. Пока наши заводы «гнали» в Россию сырьевые полуфабрикаты, проблем особых не было. Но когда перешли на продукцию глубокой переработки, российские конкуренты взбеленились. И нашли «союзника» в лице Россельхознадзора. А там рады стараться: то геном найдут, то антибиотик, то неизвестную бактерию… Сразу у 23 белорусских предприятий!

Примерно год назад один российский предприниматель из Приморья за чашкой кофе четко объяснил: просто так он в свой регион никого не пустит. Хочешь поставлять продукцию — выходи на него. И тогда в мясе или курице ничего не найдут. «Не первый день живем, в Москве знакомых много», — с волчьей улыбкой объяснил он «братанские» законы жизни.

По его концепции сейчас и развиваются события. И весь сыр-бор возник в ноябре не случайно. Перед самыми праздниками, когда продажи деликатесной продукции вырастают в разы. А крупный ритейл и оптовики заключают контракты на следующий год. Время выбрано грамотно и очень предсказуемо. К сожалению, отечественные чиновники и промышленники не подготовились к «наезду». Вели переписку, приводили доводы, логические аргументы, корпели над ссылками на законодательство и другие документы… Но там-то работают не по праву, а по понятиям.

Рискну предположить: через 2—3 недели Россельхознадзор якобы во всем разберется. Скажет, что ошибся. Или контрафактную продукцию для проб прихватил, которая не имеет к Беларуси никакого отношения. Либо еще как-нибудь выкрутится. Сезон высоких продаж пройдет, спрос в январе традиционно снизится. Тогда можно и конкурентам дать воздуха глотнуть. Тем более, как ни крути, а страны-то две братские. Как бы политическое руководство не вмешалось в техническую ситуацию и больно не отшлепало виновных. Поэтому «накат» скоро даст задний ход. Но расслабляться не следует. Следующая знаменательная дата — 8 марта. Очередной пик потребительского спроса. Поэтому пробирки в России всегда наготове.

Владимир ВОЛЧКОВ

volchkovvv@mail.ru



Нынешний Новый год россияне впервые за много лет будут встречать без испанских мандаринов и французских сыров на своем столе. Правда, не спешите жалеть соседей: с пустыми тарелками они точно не останутся. Поставки из незапрещенных стран четко налажены, недостатка продуктов магазины не испытывают. Вот только не удержалась российская сторона и подпортила предновогоднее настроение партнерам по Таможенному союзу. То, что сейчас происходит в сегменте продовольственных поставок,— очередная торговая война. Проходили уже. И знаем, что и кто за этим стоит.

Молочные и мясные «войны» в российско-белорусских отношениях были не раз и не два. Находить в наших продуктах антибиотики, геномы, микробы и прочие страшилки соседи начинают обычно тогда, когда видят в белорусских производителях серьезных конкурентов. Сейчас ситуация стала до грустного парадоксальной: на самом высоком уровне не раз проводились переговоры и достигались договоренности об объемах поставок продукции в Россию. Речь шла и об увеличении продовольственных квот. Что происходит сегодня? Почему Россия не просто разворачивает фуры с белорусской колбасой, но и в одностороннем порядке втягивает в нечестную игру партнеров по ТС? Ситуация на соседнем финансовом рынке сегодня нерадужная: девальвация рубля, потери от экономических санкций, падение цен на нефть… Разумеется, все эти факторы приводят к тому, что и правительству, и народу приходится переходить в «экономный режим». Рост ценников на прилавках очевиден. За белорусскими же «прысмаками» — конкурентное преимущество. При этом наши производители из-за ситуации на российском валютном рынке недополучают миллионы долларов.

Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов признает: даже при условии девальвации российского рубля, цены на наше продовольствие для производителей пока еще остаются выгодными. В «запрещенных» странах наоборот: возникший на некоторых рынках переизбыток молочной продукции тянет цены вниз. При этом в Минсельхозпроде еще раз подтверждают политику ведомства: необходимо больше внимания уделять диверсификации экспорта. Вместе с тем прогнозные балансы по поставке продовольствия из Беларуси в Россию на 2014 год утверждены по молоку в объеме 3,1 млн. тонн, мясной продукции — 350 тыс. тонн. И это договоренности, которые наша страна обязалась выполнить. Запрет Россельхознадзора на поставку товара с  23 предприятий приводит к торможению налаженной работы. Очевидно, что перебросить отгрузки в другие страны для производителей одномоментно очень не просто.

Кстати, не могу не затронуть в этой теме такой информационный момент. Комментарии специалистов Россельхознадзора, постоянно обновляющаяся новостная лента на их сайте, видеосюжеты, сканы документов и переписки с белорусской стороной — все это в режиме нон-стоп постоянно попадает в СМИ. В это же время наши специалисты ветеринарного и продовольственного надзора почти полтора месяца по сути отмалчивались. Обратил на это внимание и

Александр Лукашенко на прошедшем совещании: Правительство и руководители не смогли отстоять свои интересы и позиции. А практика показывает: когда начинается подобная мышиная возня, лучше сразу показать зубы и обозначить свою территорию. В этом плане и руководители предприятий, попавших в «запретный список», предпочитают больше играть в молчанку. И зря. Обычно молчит тот, кто виноват.

Полина КОНОГА

konoga@sb.by


КСТАТИ


Ограничения на поставку белорусской продукции в Россию будут сняты в течение 10 дней. Об этом сообщил вице-премьер Беларуси Михаил Русый по итогам прошедших в Москве переговоров с вице-премьером России Аркадием Дворковичем. 4 и 5 декабря проводится совместная работа российских и белорусских ветеринарных служб по каждому предприятию, попавшему под ограничения. Вице-премьер обратил внимание: все производители, вызвавшие нарекания российской стороны, переведены в режим постоянного мониторинга. С некоторых ограничения могут быть сняты через несколько дней, с остальных — в течение 10 дней.

Белорусская сторона предлагает принять ряд мер для того, чтобы подобные ситуации не происходили в будущем. В частности, в Евразийском экономическом союзе должна быть отработана система контроля качества по всей цепочке прохождения товаров. Сейчас у нас действует онлайн-система «АРГУС» по мясной продукции, аналогичную систему предлагается создать в 2015 году по растительной продукции. Кроме того, Михаил Русый напомнил: белорусские таможенные службы работают профессионально и пресекают незаконный ввоз товаров на территорию Таможенного союза.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter