От Чечерска до Полесска

РАССТАВАЯСЬ со своими белорусскими сверстниками, школьники из Полесского района Калининградской области, вместе отдыхавшие в этом году в международном эколого-оздоровительном лагере «Луч» в агрогородке «Отор» Чечерского района, плакали. — Не расстраивайтесь, друзья, на следующее лето мы к вам приедем, — утешала ребят начальник отдела образования Чечерского райисполкома Светлана Мельникова. — А теперь всем пора в школу, начинается новый учебный год. Работа этого международного лагеря — лишь один из примеров сотрудничества Чечерского и Полесского районов. Началось оно около десяти лет назад.

За 10 лет сотрудничество белорусского и российского регионов обрело прочный характер

РАССТАВАЯСЬ со своими белорусскими сверстниками, школьники из Полесского района Калининградской области, вместе отдыхавшие в этом году в международном эколого-оздоровительном лагере «Луч» в агрогородке «Отор» Чечерского района, плакали. — Не расстраивайтесь, друзья, на следующее лето мы к вам приедем, — утешала ребят начальник отдела образования Чечерского райисполкома Светлана Мельникова. — А теперь всем пора в школу, начинается новый учебный год. Работа этого международного лагеря — лишь один из примеров сотрудничества Чечерского и Полесского районов. Началось оно около десяти лет назад.

— Мы решили узнать, где после аварии на Чернобыльской АЭС за пределами Беларуси компактнее всего проживают наши земляки-чечеряне, — вспоминает заместитель председателя Чечерского райисполкома Петр Нестерович. — Оказалось, в Калининградской области.

Установлению дружеских отношений способствовало и то, что главой муниципального образования «Полесский муниципальный район» оказался… выходец из Чечерского района. Нет, Игорь Болсун не был переселенцем. В Янтарный край он попал еще при Советском Союзе после окончания вуза. Здесь и осел на всю жизнь, добравшись по ступенькам служебной лестницы до должности руководителя района. Так что, когда случилось чернобыльское переселение, у чечерян на Калининградщине уже был «свой человек».

Вначале контакты сторон носили, так сказать, чисто познавательный характер. Периодически одни приезжали в гости к другим, и наоборот. Однако вскоре все поняли, что этого недостаточно. Нужны были конкретные действия по поддержке друг друга в социально-экономическом плане.

— Мы смогли бы сделать гораздо больше того, что уже имеем, если бы не преграда на пути наших отношений — Литва, через которую приходится переезжать, — признается Петр Нестерович. — Во-первых, не все повезешь. Во-вторых, если и повезешь, то обложат такими пошлинами, что овчинка выделки не будет стоить.

Исходя из ситуации стороны решили максимально использовать свое сотрудничество в плане обмена опытом. Ведь на то, что имеешь в голове, никакие пошлины не распространяются.

Например, несколько лет назад в Полесском районе начали осваивать возделывание рапса. У чечерян к этому времени уже был немалый опыт в выращивании этой культуры, и они, конечно же, им поделились.

Правда, близость Балтийского моря оказывает не совсем благоприятное влияние на развитие сельхозкультур. К примеру, прошлую зиму рапсовые плантации перенесли удовлетворительно. А весной, когда началось кущение, вдруг ударили морозы, и немалая часть будущего урожая была потеряна.

— Жаль, конечно, — сокрушается сельский предприниматель Юрий Смирнов. — Но ничего не поделаешь, с природой не поспоришь. Зато теперь по опыту чечерян мы основной упор сделаем не на озимый, а на яровой рапс.

Надо сказать, что сотрудничество районов в аграрной сфере — одно из наиболее предметных. Может, потому, что оба района  сельскохозяйственного направления, хотя промышленность есть как у чечерян, так и у их полесских коллег. Но она в основном местная, ориентирована на запросы внутреннего рынка.

Взять, к примеру, ОАО «Кировский сыродельный завод». Предприятие выпускает более 30 видов продукции, которые неоднократно удостаивались самых высоких наград на региональных и общероссийских выставках. Несмотря на это, его руководитель, кстати, победитель Всероссийского конкурса «Женщина — директор года. 1999—2000», Валентина Кашубина признает первенство за белорусскими переработчиками молока.

— Вы научились выпускать молочные продукты не хуже европейских, — говорит она. — Поэтому они востребованы за пределами Беларуси. Нашему предприятию предстоит еще многому поучиться у ваших переработчиков, и мы внимательно перенимает их опыт.

Во время одной из встреч с чечерянами Валентина Евстафьевна узнала о некоторых секретах белорусских переработчиков молока. Чечеряне рассказали, что свое молоко они сдают на расположенный в соседнем районе Рогачевский МКК, известный своей продукцией в масштабах СНГ. Так вот, чтобы молочные продукты были качественными, необходимы, как минимум, два условия: как можно более высокая жирность, или как ее еще называют, плотность молока, и его наименьшая засоренность различными примесями. Первое условие на Чечерщине достигается благодаря созданию многокомпонентных пастбищ, а второе — в ходе реконструкции и строительства новых МТФ. В итоге более трех четвертей всего количества молока уходит на переработку сортом «экстра» и высшим.

— Оба этих условия вполне подходят и нам, — замечает руководитель отдела сельхозпроизводства муниципального образования «Полесский муниципальный район» Ольга Ткаченко. — Пастбищ у нас достаточно, места для выпаса и заготовки травяных кормов необходимо всего лишь систематизировать и дополнить новыми компонентами. Что же касается строительства ферм, то и с этим проблем я не вижу: в следующем году в районе начинается строительство крупного молочно-товарного комплекса, который закроет все наши потребности, ведь главное для нас — обеспечить продовольственную безопасность своего населения.

Это и понятно: Европе, которая совсем рядом, продукция полесских аграриев не нужна. На «материк», как называют здесь основную территорию России, ее тоже не повезешь: слишком дорогие транспортные расходы отбивают охоту к таким поездкам.

— У нас с полесскими коллегами разные масштабы сельхозпроизводства, — замечает начальник отдела интенсификации производства Чечерского райсельхозпрода Николай Михалков. — Мы ориентированы не только на потребности своего района, но и на республиканский и внешний рынки. У них же все гораздо скромнее, хотя тоже на достаточно солидном уровне.

Чечерянам, посещавшим Полесский район, бросилось в глаза и многое другое. Например, то, что техники белорусского производства здесь немного. В основном — тракторы МТЗ. Зато распространены машины европейского производства. Так сказать, чувствуется дыхание Запада.

Другая особенность — все аграрное производство находится в частном ведении. Местная власть лишь обобщает итоги работы сельхозпроизводителей, следит за соблюдением ими закона о земле и других федеральных законов, оказывает консультативную или иную помощь в рамках своих полномочий.

— Но какими бы ни были эти различия, у белорусских и российских земледельцев одна задача — растить хлеб, держать скот, кормить людей, — говорит глава Полесского района Игорь Болсун. — Чем лучше мы будем с ней справляться, тем богаче будет жить народ.

Значительная часть сельхозугодий Полесского района — мелиорированные земли. К сожалению, после распада Советского Союза внимания им уделялось недостаточно. Теперь здесь собираются провести широкомасштабные работы по ремонту и реконструкции мелиоративной сети. Участие в реализации этого проекта намерены принять и специалисты из Чечерска.

Чему также следует поучиться чечерянам у своих полесских друзей, так это развитию сельского агроэкотуризма. Правда, природа балтийского региона особенная, одна только Куршская коса чего стоит.

— Но и мы в этом плане в последние годы достаточно преуспели, — подчеркивает Петр Нестерович. — Агроусадьбы на Чечерщине уже не редкость. К тому же через район пролегает туристический маршрут «Золотое кольцо Гомельщины». Так что, когда к нам приезжают наши полесские друзья, их восхищению белорусской природой, достопримечательностями Чечерщины нет предела. Правда, у наших организаторов агроэкотуризма пока еще маловато опыта. Будем учиться у полесских коллег, у них в этом деле достижений больше.

Сотрудничество районов в социальной сфере выглядит результативным. К примеру, муниципальное учреждение здравоохранения «Полесская центральная районная больница» позаимствовало у чечерских медиков опыт дневного пребывания больных в медицинском стационаре. У полесского ООО «Зеленый сад» чечерские коммунальщики учатся созданию цветочных композиций, используемых в ландшафтном озеленении райцентра и агрогородков. Ну а о сотрудничестве отделов образования и говорить не приходится: оно пошло дальше всех. Это и совместные мастер-классы, и методическая помощь с использованием Интернета и других средств аудио- и видеофиксации, и организация летнего отдыха школьников.

— Конечно, каждый из районов занят решением своих задач, — говорит заместитель председателя Чечерского райисполкома Петр Нестерович. — Но у нас много общего. Поэтому общение приносит пользу. Ведь не зря говорят: одна голова хорошо, а две — лучше. И потом, порой на региональном уровне решить какой-то вопрос удается гораздо быстрее, чем на уровне государств. Поэтому этот резерв мы стремимся использовать сполна.

Что ж, тому, кто стучится, двери открывают.

СПРАВКА

Полесский муниципальный район расположен на северо-востоке Калининградской области. Площадь — 843,3 квадратных километра, население — 20,8 тысячи человек. С севера более чем на 40 километров омывается Куршским заливом.

Районный центр — город Полесск — до 1946 года назывался Лабиау. Это была вотчина прусских королей. По сей день здесь сохранились величественные здания древней немецкой архитектуры, взятые под охрану законом.

Угодья района в основном лесные и низинно-болотистые, соединенные множеством мелиоративных каналов немецкой дренажной системы. Развивать сельхозпроизводство в таких условиях без современных технологий чрезвычайно сложно. Тем не менее местные земледельцы за последние годы добились неплохих результатов в растениеводстве. К примеру, зерна на круг здесь намолачивают по 30—33 центнера, что сопоставимо со средней полосой России. Неплохие также результаты возделывания картофеля, рапса, овощей.

Несколько отстает в развитии молочное скотоводство. Зато выращивание и откорм крупного рогатого скота организованы довольно успешно: среднесуточные привесы на отдельных фермах достигают 1000 граммов.

Сельхозпроизводством занимаются 12 крупных сельхозорганизаций и фермерских хозяйств.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter