Какие приоритеты председательства Беларуси в ЕАЭС будут актуальны в ближайшее время

От частной выгоды — к общим достижениям

Недавно Александр Лукашенко обратился к главам государств — участников ЕАЭС по случаю начала председательства нашей страны в международном объединении. Он обозначил ряд актуальных проблем, на решении которых странам «пятерки» следовало бы сосредоточить усилия. В частности, упор предложил сделать на полном устранении торговых барьеров, сокращении изъятий и ограничений, а также на системном решении вопроса об исполнительской дисциплине при выполнении принятых органами союза решений, соблюдении права ЕАЭС. Что еще мешает успешно развиваться нашему интеграционному объединению и на какие проекты следовало бы сделать ставку? Мы решили спросить об этом у специалистов.

Одним из важных достижений ЕАЭС называют создание инжинирингового центра по станкостроению, который был зарегистрирован летом прошлого года.
Фото Алексея СТОЛЯРОВА

Поверх барьеров 

За пять лет существования ЕАЭС странам-участницам удалось достичь заметных результатов в создании единых рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Во многом благодаря этому союз вышел на траекторию устойчивого экономического роста. Вместе с тем устранение барьеров взаимной торговли между членами интеграционного объединения актуальности не теряет. О них говорилось и пять лет назад, эта тема регулярно звучит и сегодня. И решение этой задачи — одна из основных функций Евразийской экономической комиссии. Директор Департамента функционирования внутренних рынков ЕЭК Илья Черный подчеркивает: в настоящее время остаются актуальными 69 различных торговых препятствий.


— Барьеры, которые фактически являются нарушением права союза, подлежат незамедлительному устранению в рамках реализации полномочий по мониторингу и контролю исполнения международных договоров, входящих в право союза, и решений ЕЭК, — говорит он. — Изъятия и ограничения, в свою очередь, устраняются в рамках длительного переговорного процесса, для чего в 2017 году приняли дорожную карту по устранению изъятий и ограничений. Действует специальная интерактивная форма обращений, которая позволяет любому заинтересованному лицу дистанционно обратиться к нам в комиссию с информацией о наличии препятствия на внутреннем рынке союза.

К слову, в период белорусского председательства в ЕАЭС упор будет сделан не просто на совершенствовании механизмов решения проблемных ситуаций. Главное — подступиться к выстраиванию механизмов координации отраслевых политик. Ведь важно, чтобы противоречия между производителями, субъектами бизнеса государств-членов улаживались еще на стадии бизнес-планирования, а не решались постфактум в виде ограничительных мер стран по отношению друг к другу, считает начальник главного управления экономической интеграции Минэкономики Алексей Мацевило.

— В странах ЕАЭС есть проблемы, связанные с доступом к закупкам. В первую очередь к государственным закупкам, когда помимо условий, сформулированных в Договоре о ЕАЭС в специальном приложении, появляются еще какие-то дополнительные условия. Существуют барьеры, касающиеся техрегулирования. Дело в том, что требования к товарам в государствах — членах ЕАЭС все еще до конца не унифицированы, хотя у нас уже больше 40 союзных технических регламентов по важнейшим товарным группам, которые содержат единые обязательные требования. Кстати, отличается и правоприменительная практика.

А еще бизнес немало волнуют ситуации, когда ребром вдруг встает вопрос свободы передвижения товаров. А это происходит в разных формах и совершенно по разным причинам. Это могут быть транспортные барьеры, когда перевозчик одной страны не может везти товар от исходной точки, к примеру, в Евросоюзе до конечной точки в ЕАЭС. Потому что существует разрешительная система в международных автомобильных перевозках. И без этой дополнительной бумажки белорусский перевозчик сегодня не может свободно перевезти товар.

— Поэтому в первую очередь в центре белорусского председательства стоит проблема устранения барьеров, изъятий и ограничений на внутренних рынках союза, — уверен Алексей Мацевило. — Чтобы устранить корни проблемы, следует выходить на координацию отраслевых политик государств — членов союза. Пока они не будут скоординированы, пока союзные интересы не станут суммой национальных интересов всех государств-членов на разных сегментах рынка, до тех пор будут возникать препятствия на разных уровнях. Мы уже сталкиваемся в нашей практике с тем, что есть барьер, вызванный постановлением Правительства. Отменяется постановление, а барьер продолжает существовать в виде какого-то ведомственного приказа. Отменяется приказ — возникает технический барьер в виде того, что надо подать заявку в электронной форме на сайте. А эта форма не работает. Если не устранять коренные причины, проводить недостаточную координацию отраслевых политик, то эти препятствия в той или иной форме будут воспроизводиться.

Сегодня ЕЭК совместно с органами власти стран ЕАЭС и участниками ювелирного рынка прорабатывает вопрос создания евразийского ювелирного бренда, ориентированного на экспорт.
Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА

Равный доступ

Эксперты сходятся во мнении: в ЕАЭС нужны новые меры против необоснованных запретов на поставки продукции. Идет активное обсуждение четкого разграничения функций и полномочий органов госуправления, особенно тех, которые могут принимать решения о запрете поставки продукции на рынок стран. Ведь нечеткое разделение сфер технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер — одна из причин появления необоснованных запретов, когда за нарушение требований технических регламентов службы другого направления могут принимать какие-то меры. Член Коллегии (министр) по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко рассказал, что страны ЕАЭС приняли важное решение выйти на единые требования и единую процедуру допуска на рынок:


— Этот процесс шел достаточно интенсивно несколько лет, но в последнее время по разным причинам затормозился. С одной стороны, есть непростые виды продукции, по которым сложно прийти к согласованному решению. С другой — появилась тенденция, когда бизнес-структуры и органы государственного управления не заинтересованы в единых требованиях и подходах, потому что не хотят отдавать функции контроля наднационального уровня. Необходимо уходить от этих опасений и далее работать для определения единых подходов. Проведен анализ документов, которые не приняты, и наблюдается сдерживание. Будем настаивать на том, чтобы этот процесс пошел дальше. Выход на единые требования и на единую процедуру допуска на рынок очень важен.

Общие рынки

Важнейшая задача председательства нашей страны в ЕАЭС — завершение работы по формированию общих энергетического и транспортного рынков ЕАЭС. При этом процесс должен быть сопряжен с обеспечением недискриминационных подходов в области ценообразования, тарифов и доступа к услугам естественных монополий. В рамках построения общего финансового рынка белорусской стороной предложено начать предметную работу по созданию платежного пространства ЕАЭС, обеспечению бесперебойных трансграничных расчетов и платежей на пространстве союза, дедолларизации экономик, дальнейшему повышению доли расчетов в национальных валютах государств-членов. 

В промышленном секторе ключевое место отводится созданию производственной кооперации, реализации совместных проектов, выпуску современной продукции, способной удовлетворить потребности внутреннего рынка и обеспечить совместный выход государств — членов ЕАЭС на рынки третьих стран. В частности, недавно принято решение о том, что государства ЕАЭС будут совместно выходить на рынки третьих стран с предложениями о продаже продукции ювелирной промышленности. Как пояснил член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Александр Субботин, определены три основных направления, по которым сторонам предстоит работать в ближайшие два года:


— Это повышение конкурентоспособности производителей ювелирной продукции, реализация первоочередных мер поддержки экспорта и формирование дополнительных механизмов стимулирования союзных брендов. Предусматриваются упрощение выдачи предприятиям лицензий на переработку драгметаллов, снижение ставок на компоненты ювелирных изделий, упрощение процедуры госконтроля в сфере интернет-торговли, сокращение сроков проведения процедур и другие меры. Развитие онлайн-торговли позволит ускорить товарооборот и сократить сроки поставки товара, что является серьезным конкурентным преимуществом для конечного потребителя.

Безусловно, выгоды от создания общих рынков интеграционного объединения очевидны. Нет ведь проблемы сформировать общий рынок. Все зависит от того, на каких условиях он будет функционировать. 


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter