Нужны ли свободные цены в такси

От бордюра до совести

Поводом для сегодняшней дискуссии в «Спор-клубе» стал недавно завершившийся в Минске суд: впервые рассмотрен иск к фирме-перевозчику о неоправданно высоких тарифах за услуги такси. Общество защиты прав потребителей настаивало, чтобы суд признал противоправными действия таксистов ввиду неправомерного завышения стоимости услуг: их цены на 800% превышали среднерыночные в этой сфере. Суд же признал противоправными действия фирмы «по недоведению надлежащим образом до сведения потребителей информации об используемых тарифах». По закону перевозчик все-таки имеет право самостоятельно выставлять цены на свои услуги.

Между тем жалобами на баснословную дороговизну поездок на такси продолжают полниться почтовые ящики Министерства антимонопольного регулирования и торговли, а также социальные сети и другие интернет-площадки. Один из участников спора взглянул на ситуацию с неожиданной стороны, разглядев в ней урок для тех, кто пока не привык рачительно относиться к деньгам. Его оппонента такая позиция возмутила: он полагает, что цены с потолка портят имидж не только перевозчиков, но и страны — ведь на уловки таксистов попадаются чаще всего иностранцы.



Чью сторону займут читатели и арбитр «Спор-клуба»?

Цена беспечности

А знаешь, Роман, не скажу, что мне «бомбилы» от бордюра так уж симпатичны, но при встрече я им если бы и не пожал руку, то по плечу бы похлопал. Это же волки. Вроде и злой зверь, и репутация у него не ахти, а поди ж ты, санитар леса. Удовлетворяя свои хищнические инстинкты, способствует оздоровлению популяций более мелкой живности. В нашем случае барыги за баранкой осуществляют функцию своего рода санитаров социума. Излечивают от наивности, неосмотрительности, доверчивости, а подчас и откровенной глупости.

Вот честно тебе скажу, дружище, пока не прочитал серию статей о проблемах с поездками по завышенным тарифам, даже не подозревал, что такие услуги еще имеют место быть. Да и ты, скорее всего, тоже. Еще до эпохи «уберов» и «яндексов» у нас в достаточной мере развились сервисы такси с заказами по телефону и со вполне вменяемыми тарифами. А теперь, когда машина абонируется в два-три «тапа» со смартфона, меня и вовсе удивляют люди, которые идут голосовать к краю проезжей части. Тебе это ничего не напоминает?

«Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад!»

(А.С.Пушкин).

Мне вот сразу на память приходят истории многочисленных финансовых пирамид. В свое время народ понес деньги в какое-нибудь «МММ», оно накрылось. Клиенты попечалились, поудручались, а потом чуть восстановили свое финансовое положение и снова понесли сбережения в какие-нибудь «Синие горы», обещающие баснословные доходы. И ведь писано об этом переписано хоть в газетах, хоть в интернетах, снята и показана масса разоблачающих сюжетов на ТВ, а люди все ведутся и ведутся, веря в чудо обогащения. Не желая принять простую истину, что в казино выигрывает только казино.

Тебе, Роман, по роду деятельности не может быть не знакомо понятие виктимности. То есть склонности того или иного лица стать жертвой преступления. И, на мой взгляд, в ситуации с «золотыми» поездками на «ведрах с гайками» этот феномен проявляется во всей своей красе. Жертва сама провоцирует себя надурить собственным поведением. Она создает спрос на услугу. Какие мотивы ею движут — поди разберись. Хорошо, если только наивность и невнимательность. Но мне сдается, что немало и случаев желания сэкономить. Логика такая: в сетях такси единые тарифы и правила, а вот этот невзрачный мужичок — сам по себе. Диспетчеру не платит, может, и с налогами шалит. Значит, довезет вообще за копейки. Так недалекая мушка сама идет в сеть алчного паука. А там его машина — его правила. И ничего противозаконного в том нет. Он же руки не выкручивает и по карманам не шарит.

Проблема бомбил исчезнет сама собой ровно в тот момент, когда полностью иссякнет спрос на их сомнительные услуги. А пока хватает клиентов, которые обманываться рады, довольные улыбки с их лоснящихся физиономий не сойдут. Об этом много лет назад очень доходчиво спел дуэт лисы Алисы и кота Базилио. На дурака не нужен нож…

Да, Роман, потерю денег в чрезмерно дорогой поездке я ставлю в укор прежде всего тем, кто эту поездку заказал. Если ты пользуешься онлайн-сервисом такси — видишь ценник сразу. Если садишься «от бордюра», почему не интересуешься сколько? Причем со всех сторон тебе кричат: будь внимательнее. Отличный недавний пример. В канун Европейских игр в нашем аэропорту появился плакат с информацией об оптимальной стоимости поездки на такси до Минска. 30 рублей и эквивалент в долларах, евро и российских рублях. И похоже, срабатывает. По крайней мере, до сегодняшнего дня стало известно только об одном случае бесчинства перевозчиков на этом направлении. Получается, наши иностранные гости и читать умеют, и вникать в написанное. А в ситуациях, которые рассматривал суд, пострадавшими считают себя белорусские граждане. Они давно здесь живут. Знают правила и цены. Но все равно попадаются на удочку ушлых дельцов. Но тогда не пострадавшие они, а слушатели курсов о том, как не переплачивать. А то, что курсы эти стоили кому рублей 50, кому 70, — так это рынок. Никто ведь на аркане не тянул.

Дмитрий КРЯТ.

kryat@sb.by

Волков — за флажки

Как ты сказал? Санитары социума? Боюсь, Дмитрий, что с таким подходцем у тебя быстро устанет рука — дружески хлопать по плечу всех, кто научил тебя быть осторожным и рачительным.

Вот мимо промчался автохам, окатив тебя, пешехода, грязной водой из лужи. А ты ему вслед кланяешься: спасибо за науку, друг, теперь не буду ходить по тротуарам после дождя! Вот кто-то увел из общего тамбура твой распрекрасный велосипед и продал его за бесценок. Будучи пойманным, похититель заслужит твоей благодарности: как же, научил тебя правильному хранению имущества. Ты должен быть признателен продавцам, которые тебя обвешивают; шумным соседям, не дающим заснуть; недорослям, гадящим в твоем подъезде… Это все добрые, нужные обществу люди. Абсолютно бесплатно они избавляют мир от глупости, приучая людей носить с собой контрольные весы, обивать стены шумоизоляцией и ставить кодовые замки на подъездных дверях… И вместо того чтобы именовать их по уму и совести, то есть хапугами, скандалистами и хулиганами, ты великодушно нарекаешь их санитарами социума…

Но будь честен: разве так происходит? Разве ты не возмущен попытками тебя обмануть или всучить просроченный товар? Разве не называешь обнаглевшими рвачами тех дельцов, кто пытается необоснованно взвинтить цену на свои услуги? Почему же для таксистов-«бомбил» делаешь исключение? Неужели лишь потому, что в твоем смартфоне появилось пару приложений для частного извоза и ты теперь якобы стал кум королю?

«Алчный человек, как гидра, — никогда не теряет аппетита»

(Веселин Георгиев, писатель).

В одном с тобой соглашусь: клиентура таксистов-индивидуалов, работающих от борта, никогда не иссякнет. Во-первых, по той причине, что не все такие продвинутые, как ты, Дмитрий. У иных и смартфонов нет, не то что онлайн-сервисов по вызову такси. Ты посмотри, кто чаще становится жертвами хапуг с шашечками: приезжие, растерявшиеся в городе; туристы, не привыкшие к денежным форс-мажорам; мамаши с детьми, которым лишь бы скорее добраться домой. Во-вторых, ситуации бывают разные: иногда необходимость в такси возникает внезапно. Мало ли, живот прихватило, банк закрывается через 10 минут или час пик и приложение бесстрастно сообщает «Нет машин в вашем районе». Не исключаю, что и тебе, когда забудешь дома телефон, а вот-вот начнется важная встреча, придется воспользоваться такси от борта. Думаю, и на счетчик не взглянешь, лишь бы не опоздать…

Вот на такой острой нужде и паразитируют частные предприниматели от извоза. Бывает, такой хитромудрый водитель целый день простоит бесцельно, никого никуда не отвезет, зато к вечеру дождется одного-единственного пассажира, опаздывающего в аэропорт, и положит в карман выручку, превышающую дневной заработок честных таксистов. Так что это у нас — все-таки оказание транспортных услуг или возможность влегкую «срубить капусты» для латентных жуликов? По-моему, пока второе.

И ведь эта практика, пока она позволена, больно бьет сразу по нескольким важным точкам. Страдает бесспорный в нашей стране постулат о том, что каждый гражданин должен чувствовать себя защищенным. Например, от произвола частников, берущих свои баснословные цены с потолка. Кроме того, под угрозой оказывается имидж Беларуси как территории, где приезжим нечего опасаться. Портал «Онлайнер» создал целую летопись таких позорных случаев. То гражданин Польши был вынужден заплатить 133 рубля за маршрут, красная цена которому — 35 рублей. То француз — 121 вместо 30. То житель Швейцарии переплатил в пять раз… Последний случай вообще вопиющий: с пенсионерки, приехавшей в Минск из Санкт-Петербурга, содрали 45 рублей за 6 километров! Неужели, Дима, все эти люди — наивные глупцы, которых следует учить уму-разуму? Или это все-таки наши дорогие гости, искренне не рассчитывающие на столь безобразный прием?

Ты очень к месту привел аналогию таксистов с волками. Стоит ли напоминать, как с хищниками издревле поступают, несмотря на их гордое звание санитаров леса? Давно пора загнать эту стаю за красные флажки.

Роман РУДЬ.

rud@sb.by

Брейк!

Любопытно, что такой класс, как таксисты-рвачи, есть абсолютно в каждой стране, никакие таблички, приложения, тарифы и законы не помогают их вывести с теневого рынка. В сложившейся ситуации, и тут Дмитрий совершенно прав, удивляют, скорее, наивные пассажиры, которые беспечно в современном мире доверяются машине от борта. На мой взгляд, «бомбилы» — это не профессия, а образ жизни, встречаются они на рынке, как верно Роман перечисляет, в подъездах, подворотнях и трудовых коллективах.

Но пощадите таксистов-«бомбил», Рома! Им жить-то осталось всего ничего. Если верить Илону Маску, к 2020 году весь мир перейдет на роботакси. Компьютер заменит человека за рулем и будет конкурировать с приложениями, к которым наш Дмитрий так привык. Если помните, МИД Беларуси в апреле приглашал Илона Маска в Минск тестировать беспилотники. В разработки автономных машин крупные автомобильные концерны вливают такие инвестиции, что никаких сомнений не может быть: массовый приход роботакси в крупные города — вопрос двух-трех, максимум пяти лет. Где в этой схеме пресловутые нечистые на руку водители? Все правильно, за обочиной времени, и никакие красные флажки не потребуются — технологии неумолимо вытеснят вообще всех таксистов, как уже изгнали из кресел самолетов первоклассных пилотов.

Виктория ПОПОВА.

viki@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter