От бесконтрольных любовных утех до импотенции – один шаг

В БЕЛАРУСИ 15 процентов пар считаются бесплодными, еще пять процентов — малоплодными. В принципе, эта проблема носит мировой характер. И если раньше «нет детей» все чаще звучало как укор женщине, то сегодня врачи вплотную работают с обоими партнерами. Причина бесплодия в 45 процентах случаев — за мужчиной. О развитии андрологии в нашей стране, проблемах мужского бесплодия и сексуальном воспитании молодежи рассуждает один из первых мужских докторов Беларуси профессор кафедры урологии и нефрологии БелМАПО Аркадий ГРЕСЬ.

Мужской доктор Аркадий ГРЕСЬ знает почти все о слабых местах сильного пола.

В БЕЛАРУСИ 15 процентов пар считаются бесплодными, еще пять процентов — малоплодными. В принципе, эта проблема носит мировой характер. И если раньше «нет детей» все чаще звучало как укор женщине, то сегодня врачи вплотную работают с обоими партнерами. Причина бесплодия в 45 процентах случаев — за мужчиной. О развитии андрологии в нашей стране, проблемах мужского бесплодия и сексуальном воспитании молодежи рассуждает один из первых мужских докторов Беларуси профессор кафедры урологии и нефрологии БелМАПО Аркадий ГРЕСЬ.

— Насколько хорошо развита андрология в Беларуси и вообще насколько белорусы нуждаются в андрологах?

— Андролог занимается проблемами бесплодия, неразвитости половых органов, нарушением функции эрекции, возрастным изменением мужских половых гормонов и многим другим. Такой специальности в Беларуси, как и во всем мире, нет. Это субспециальность в урологии. В нашей стране мужскими проблемами занимается уролог, который ушел, как я, в узкую специальность — андрологию. В Беларуси первое андрологическое отделение открылось в Минской областной клинической больнице 20 лет назад. Поскольку пошло модное веяние на мужских докторов, а прежде всего это касалось мужского бесплодия и нарушения эрекции, подобные амбулаторные приемы появились в каждом областном центре. Такое количество андрологов вполне удовлетворяет потребности Беларуси.

— А почему в Италии — одной из многих европейских стран — уделяют этому много внимания, разве в других странах мужчины реже страдают от проблем по этой части?

— В Италии медицина — довольно серьезный бизнес. Некоторые андрологи зарабатывают хорошие деньги на лечении эректильной дисфункции. К тому же туда тянутся многие богатые люди, чтобы им увеличили половой член, развили пластику. Хотя в мире и не существует норм величины полового члена в состоянии покоя и эрекции, для некоторых мужчин это — принципиально. А ведь его величина воспринималась в разные века весьма условно. Еще с момента появления «Камасутры» (около 2 тысяч лет до нашей эры) китайцы делили мужчин на четыре градации по величине полового члена. И считали, что большой половой член — вялый, дряблый и ненужный. А наиболее шустрый и плодородный — маленький.

— Так в чем же состоит проблема: неправильно питаются, ведут порочный образ жизни?

— Наше понятие о мужских проблемах сильно видоизменилось в последние 20 лет. Мне в студенческие годы читали лекцию о половом бессилии и говорили: импотенции развиваются из-за того, что в юности парни занимаются онанизмом. Как решение проблемы предлагали чуть ли не руки привязывать... А позже ученые доказали: это чушь. Сейчас мы ко многому относимся по-иному. Юношескую гиперсексуальность воспринимаем как естественное явление, на функцию эрекции и возможности воздействовать на нее смотрим по-другому. Произошла сексуальная революция, появилась свобода секса, нравов. К тому же наложился юношеский максимализм «хочу всех и много», и в результате возник промискуитет — истощение от частых беспорядочных связей. А это повлекло за собой очередную проблему: «У меня случилась неудача, значит, я слаб по мужской части». Начинается накручивание, а когда мужчина действительно много об этом думает, у него чаще случаются сбои.

— В чем же причины мужской импотенции, по современным меркам?

— Причин уйма. Назову лишь их блоки. Первый блок — психогенные причины («Я думаю, что у меня случится в постели с женщиной неудача»). Эти мысли становятся навязчивыми, и действительно неудача происходит первый, второй, третий раз. Тогда образуется устойчивая мозговая связь. Второй блок — органические заболевания половой или нервной системы, которые ведут к нарушению эрекции. Это могут быть травмы половых органов, мочеиспускательных каналов, переломы костей таза во время аварий. И третий блок — смешанные психогенные и органические причины («Я попал в аварию, у меня была травма, значит, я не очень состоятелен как мужчина»). Андрологи лечат органические причины, а сексологи — психогенные.

— 15 процентов пар считаются бесплодными. Этот диагноз означает, что семья не сможет вообще иметь детей?

— Скажу более того, 15 процентов бесплодны, а еще 5 — малоплодные. В итоге у каждой пятой пары — трудности с зачатием детей. В 55 процентах случаев причина в женщине, в 45 — в мужчине. Но врачи верно утверждают: бесплодие не приговор. Поясню почему. Если пара совместно живет и занимается незащищенным сексом год и у них не получается завести ребенка, то она признается бесплодной. Но это не значит, что шанса завести детей нет. Ребенок может появиться и через два, три, а то и десять лет. Правда, через год, если такая проблема возникает, супруги должны одновременно обратиться к специалистам: жена — к гинекологу, муж — к урологу. В будущем, с накоплением наших знаний в области фертильности, зачатия, развития, родится новая специальность — репродуктолог. Этот доктор объединит в себе знания эндокринологии, урологии, гинекологии, акушерства. И к нему эти 15—20 процентов пар будут идти обследоваться и лечиться.

— Образ жизни пары влияет на трудности в зачатии?

— Верно подметили! Автомобилей стало много, люди перестали ходить: сидят и в офисах, и в транспорте. Наконец, наступила эра людей компьютерных, которые и вовсе от экрана не отходят. А сидячее положение способствует застою крови, спермы и мочи в малом тазу. Сюда прибавьте неумеренное употребление алкоголя, в 2010 году среднестатистический белорус выпил 12,5 литра чистого спирта (это данные Минстата Беларуси). И курящих сегодня больше, чем некурящих. Вот почему каждая пятая пара бесплодна.

— Кто и на каком жизненном этапе должен заниматься сексуальным воспитанием детей, подростков, молодежи?

— Прежде всего родители. У нас грамотное общество, родители без использования прямых терминов могут объяснить о гигиене, о любви, о взаимоотношениях мужчины и женщины. Что касается школы, то я сомневаюсь, что перегруженный учитель, у которого пухнет голова от своего предмета, может найти одинаковые слова для каждого ученика в этой проблеме. Вот только в век, где на первом месте деньги, времени на сексуальное воспитание своего чада не находится, родители начинают винить школу, улицу, сверстников.

— Как часто должен мужчина заниматься любовью, чтобы быть здоровым?

— Мы любим говорить о качестве жизни. И в качестве критериев этой жизни называем многие, но... забываем, что регулярный секс — это тоже один из серьезных критериев качественной жизни. Как часто — это зависит от уровня морали в обществе. Молодежь, которая стремится испытать как можно больше любовных утех, вряд ли станет от этого здоровее, зато тут уже приходится говорить о хромающей нравственности.

— Сейчас стало модно искать среди продуктов питания те, которые возбуждают мужчину, так называемые афродизиаки. Как вы к ним относитесь?

— Самый хороший афродизиак для мужчины — это вкусная здоровая пища.

— Спасибо за интересную беседу, Аркадий Александрович!

Беседовала Наталья СЕРГУЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter