Боевой путь ветерана Великой Отечественной войны Бронислава Карпенко от белорусского села Мурово до Померании

От Березины до Одера

Бронислав Викторович Карпенко — уникальный человек. Родившись в 1926 году и пройдя войну, он до сих пор поддерживает ритм жизни, которому позавидуют некоторые молодые люди. Он возглавляет ветеранскую организацию Ленинского района Минска, проводит встречи со школьниками и студентами, посещает воинские части. Но в плотном графике ветеран нашел время, чтобы встретиться с корреспондентом «СБ».


День начала войны Бронислав Викторович до сих пор помнит отчетливо. Тогда ему было неполных 15 лет: «Я жил в своей родной деревне Мурово, что в Березинском районе. Утром пошел в соседнее село на рынок. Там и услышал по радио правительственное сообщение о том, что Германия напала на Советский Союз. А уже 3 июля в деревне появились оккупанты».

Бронислав Викторович вспоминает, как стал партизаном: «Гитлеровцы свирепствовали. Устраивали карательные акции, жгли деревни, угоняли молодежь работать в Германию. Я решил, что надо уходить в лес. Прятались там с товарищами от нацистов. Однажды в партизанской зоне наткнулись на вооруженную группу, в которой был наш земляк. Он помог встретиться со своим командованием. Так в 1943 году я стал бойцом партизанского отряда «Победа».

В каких только операциях не участвовал несовершеннолетний партизан! Подрывал рельсы и мосты, разрушал линии связи, нападал на вражеские гарнизоны в деревнях. А в 1944 году Бронислав Карпенко стал полноценным солдатом Красной Армии. Десятидневная подготовка в военном городке Уручье, и вот он уже едет на фронт в составе маршевой роты. С октября 44–го и до самой победы Бронислав Викторович воевал против нацистов в составе отдельного истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона одного из соединений 2–го Белорусского фронта.

Мой собеседник рассказывает о первом потрясшем его событии в рядах Красной Армии: «Это был мощный удар наших войск под Пултуском, севернее Варшавы. Несколько месяцев мы рыли траншеи, готовились. Сражение началось мощной артподготовкой. Пехота медленно продвигалась при танковой и артиллерийской поддержке. На следующее утро фашисты нанесли ответный удар. Мы отбились, однако через некоторое время противник открыл по нам артиллерийский обстрел с закрытых огневых позиций. Враг, видимо, хорошо знал местность: снаряды били точно в цель. Смерть была очень близка. На моих глазах упал боец, сраженный осколком. 18–летняя девчонка–санинструктор, которая только пришла в наш дивизион, бросилась ему на выручку. И в этот момент около нее разрывается снаряд. Пыль улеглась. Смотрю: лежит наша Танечка, а головы у нее нет... Потом меня взрывной волной отбросило в сторону. Когда пришел в себя, командир роты обнимает: «Живой!» Оказывается, осколки вражеского снаряда в двух местах прошили шинель, порвали гимнастерку... А на мне ни царапины, хотя позвоночник чудом не зацепило». В тот день Бронислав Карпенко получил свою первую награду. На позицию прибыл командир дивизии полковник Сонников. Прямо в траншее он вручил парню медаль «За боевые заслуги».

В Польше после взятия крепости Грауденц Карпенко выполнил важнейшую боевую задачу — уничтожил вражеского пулеметчика, окопавшегося среди кирпичей разбитого дома и не дававшего пехоте овладеть позицией. Ветеран признается, что этот эпизод до сих пор ему снится. Руководство решило отправить одного–единственного смельчака для выполнения сложной миссии — подобраться поближе и ликвидировать пулеметное гнездо. Выполнить приказ поручили Брониславу Карпенко. «Понимал, конечно, что шел на явную смерть. Но пока полз к дому, мои сослуживцы пошли на хитрость. Находясь в окопе, они повесили каски на винтовки и начали их поднимать над бруствером, делая вид, будто рванут в атаку. Кричали «Ура–а–а!». Нацист, который умело маскировался, купился на этот трюк. Приподнялся разглядеть обстановку, и я тут же его снял», — вспоминает единоборство с пулеметчиком Карпенко. За этот геройский эпизод он был представлен к ордену Славы III степени.

Победа застала отважного солдата в Померании. Сначала по радио грянул победный марш, а потом начали зачитывать текст о капитуляции Германии. «Кстати, когда закончилась война и маршала Рокоссовского избрали министром обороны Польши, то он каждому солдату и офицеру нашей дивизии на прощание вручил по памятному благодарственному письму», — с теплотой вспоминает фронтовик.

После войны Бронислав Викторович продолжил карьеру военного. В 1968 году полковник Карпенко был награжден орденом Красной Звезды за успехи в боевой и политической подготовке, освоение новой сложной боевой техники. Второй такой орден получил за особое отличие в ходе учения «Запад–81», проходившего на территории Беларуси и Прибалтики.

Бронислав Карпенко — автор честных военных книг «И память сердца говорит», «О пережитом через годы». Их, считает писатель–фронтовик, стоит прочесть каждому, кто хочет знать правду о той войне.

zhur@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter