От базового сценария к оптимистичному

Когда предприниматель составляет бизнес–план, то предусматривает в нем, как правило, три варианта...

Когда предприниматель составляет бизнес–план, то предусматривает в нем, как правило, три варианта развития: базовый, вероятность которого наиболее высока, оптимистичный — если ситуация на рынке начнет меняться лучше ожиданий, и пессимистичный — если хуже. Базовый сценарий развития многих белорусских компаний на 2012 год предусматривал достаточно сдержанный рост на внутреннем рынке, учитывая планы Правительства по увязке темпов роста зарплат с ростом производительности труда. На внешнем рынке ожидался более высокий рост с учетом эффекта девальвации национальной валюты.


Итоги первых месяцев внесли свои коррективы. Принимая во внимание несколько факторов (улучшение ряда макроэкономических показателей, планы по росту ВВП, трудовая миграция и др.), было решено повышать заработную плату более быстрыми темпами. Это улучшает позиции компаний, которые больше ориентированы на внутренний спрос, и заставляет приложить больше усилий экспортеров — тех, кто не укрепил свои позиции после девальвации, а делает ставку только на низкую стоимость труда. Решение по зарплатам уже меняет бизнес–планы многих участников рынка и переводит базовый сценарий в оптимистичный. Очень важно закрепиться на этом уровне, чтобы уверенно двигаться дальше, т.к. более быстрый рост заработных плат — это своеобразный аванс, толчок для экономики (им, кстати, пользуются многие государства), который должен сопровождаться соответствующими быстрыми темпами роста новой экономики. Чтобы вся страна в целом перешла от базового сценария к оптимистичному, надо посмотреть, какой путь прошли другие страны от централизованной плановой к социально ориентированной рыночной экономике, и действовать с учетом вызовов мирового экономического кризиса и национальных особенностей. Разные страны проходили этот путь по–разному, но было 5 общих магистральных направлений реформ.


Либерализация (свободное ценообразование, сокращение лицензирования, бюрократических процедур и т.д.).


Движение в этом направлении в Беларуси неплохое, хотя хватает и пробуксовок.


Институализация — приватизации, стимулирование институтов развития (СМИ, судебная система, законодательство, экспертное сообщество и т.д.).


По этому пункту у нас самые большие вопросы.


Данные Белстата за первый квартал показали, что из 86% прибыльных предприятий почти 45% работают с рентабельностью 0 — 5%. Понятно, есть среди них и частные компании. Но там, где государство управляет неэффективно, приватизация должна быть ускорена.


Очень важную роль может сыграть совет по предпринимательству при Президенте, необходимость обновления которого недавно анонсировал Глава государства. Совет может помочь принять законодательные решения по улучшению бизнес–климата. Чтобы совет по предпринимательству при Президенте не стал закостенелой лоббистской структурой, его работу можно было бы организовать на определенный срок, в виде оперативного штаба с хорошей обратной связью. В дальнейшем, после проведения политической реформы, также анонсированной Президентом, функции совета перешли бы Парламенту.


Независимый антимонопольный орган.


Его можно сделать уже сейчас, выведя соответствующую структуру из подчинения Правительства и переподчинив ее напрямую Главе государства. Совет по предпринимательству мог бы активно участвовать в ее работе.


Пока же очень любопытно, как будет исполняться поручение Президента по закреплению министров и руководителей областей за конкретными проблемными предприятиями. Пойдут топ–руководители по пути принятия грамотных управленческих решений (привлечение инвестора, распродажа «балласта» и концентрация на прорывных направлениях) или попытаются выбить очередные дотации и льготы? И какова в этот момент будет роль антимонопольного органа? Кстати, о льготах: представьте, сколько бы новых частных бизнесов могло родиться, начать платить налоги, создавать рабочие места, если бы государство помогало не отдельным предприятиям, а прорывным отраслям.


Макроэкономическая стабилизация.


Данные I квартала показывают, что Беларуси удалось сбалансировать внешнюю торговлю. Но наблюдается мощный перекос по отдельным отраслям. Он усугубляется применением в торговле с Россией взимания НДС по стране назначения. Это тормозит выход на экспортные рынки белорусского малого и среднего бизнеса. По примеру Евросоюза нам надо выносить этот налог за границы ЕЭП.


Хорошо исполняется бюджет. Но проблемными остаются высокая инфляция и высокая стоимость кредитов (стратегическая задача — снизить инфляцию и ставку рефинансирования до уровня ниже 5%).


Адекватная рыночным условиям система социальной защиты населения.


Пособия по безработице не выполняют свою функцию — поддержать человека во время поиска работы. Это «консервирует» рынок труда.


Пенсионная система при нынешних демографических тенденциях скоро не сможет справляться с числом пенсионеров.


Вот на эти 5 направлений нужно делать акцент, причем все они должны идти в увязке друг с другом. К примеру, проведя приватизацию и не создав при этом сильного антимонопольного органа, ожидаемого роста не получится.


***


Ожидания и прогнозы на развитие мирового кризиса могут быть самые разные. Марксисты, сторонники формационного развития истории, могут ждать заката капитализма. Сторонники цивилизационного развития верят, что происходящее в мире — это очередной циклический кризис, которых капитализм пережил уже немало. И они верят, что этот циклический кризис вдохнет новую жизнь в мировую экономику, приведет к новым технологическим прорывам... Есть известная индийская притча про слепых и слона. Каждый слепой, потрогав какую–нибудь часть слона, описывал его по–своему (например, тот, кто касался хобота, был уверен, что слон похож на змею). Сильными из мирового экономического кризиса выйдут те страны и союзы, у которых нет идеологических догм, которые видят слона целиком, а не только хвост или хобот. Те, кто будет действовать прагматично, соблюдая национальные интересы и традиции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter