Как выставить товар, чтобы привлечь к нему внимание клиентов? Как правильно приготовить напитки? Какими словами приветствовать гостя? И главное, как сделать так, чтобы он вернулся в заведение еще и еще раз. Этой непростой науке решили обучить гродненских барменов и тех, кто хочет выбрать такую профессию, в Школе туризма и гостеприимства Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Идею подбросили практики – руководители клуба «Метро».
— Изучив предложение, мы поняли, что услуга будет востребована, — рассказала руководитель школы Светлана Балюк. – На сегодня в регионе специалистов для этой сферы сервиса и услуг практически не готовят. За стойками заведений, как выяснилось, трудятся в основном самоучки. Многие из них способны и по-настоящему талантливы, но профессиональное образование, думается, им не помешает.
В этом есть необходимость, уверены в вузе. Требования к уровню сервиса возрастают по мере увеличения конкуренции. А поскольку количество кафе и ресторанов в последнее время растет, то и клиенты, получающие право выбора, становятся более требовательными. С другой стороны, качество обслуживания в заведениях общественного питания – своего рода визитка любого региона. По этому путешественники едва ли не в первую очередь судят о его общей культуре.
Востребованность новой образовательной услуги подтвердили и в управлении торговли горисполкома.
— В городе действует около трехсот предприятий общественного питания. К сожалению, почти все они ощущают сегодня дефицит по-настоящему квалифицированных кадров, способных на современном уровне оказать качественную услугу. При этом очень нужны представители именно рабочих профессий: кассиры, официанты, кондитеры, повара, бармены со знанием современных технологий. Университет как раз и может дать подготовку такого уровня, что и предусматривает наш совместный проект. — Таково мнение начальника управления торговли Гродненского горисполкома Светланы Сивирчуковой.
Обучать начинающих и уже работающих барменов будут наиболее опытные специалисты из этой сферы, представители управления торговли, преподаватели университета.
На очереди же еще один не менее интересный проект, совместный с одной из фирм, открывающей в областном центре супермаркет. Речь идет о подготовке по современным стандартам контролеров-кассиров. Эти стандарты предусматривают в общем-то простые, но далеко не всегда применяемые в учреждениях торговли правила. К примеру, обязательное приветствие клиента, предложение пакета для покупок, проговаривание цены каждого товара, размера полученной суммы денег и сдачи при расчете. Согласитесь, как клиенты, мы слышим все это у кассы достаточно редко.
— Убеждена, что количество рабочих профессий для сферы услуг будет расширяться, — уверена Светлана Балюк. – Сейчас, когда в этой отрасли происходят не только существенные количественные, но и качественные изменения, это особенно актуально.
От себя добавим: актуально еще и потому, что поднимает уровень нашей собственной бытовой культуры и позитивно работает на имидж региона и страны в целом в глазах путешественников, являясь неотъемлемой составляющей развития инфраструктуры туризма.
На снимке: вот так, играючи, управляется с коктейлями профессиональный бармен клуба «Метро».