От «аннушек» — к «бекасам»

В  Пружанском  районе  появилась  собственная  химзащитная  и  почвообрабатывающая  авиация

В  Пружанском  районе  появилась  собственная  химзащитная  и  почвообрабатывающая  авиация 

Новое предприятие ОАО «Пружаны — Авиахимсервис» согласно заключенному контракту с киевским ОКБ «Авиация общего назначения» уже начало получать монодельтапланы с оборудованием для химзащиты и самолеты «Бекас». Скоро военные летчики начнут летать на этих малютках над сельхозугодьями, обрабатывая посевы с воздуха. 

А что же малая авиация области? Оказывается, ее на Брестчине практически нет. «Только в полете живут самолеты» — эти слова из популярного шлягера Юрия Антонова не раз вспоминались при виде нескольких самолетов Ан-2 (в простонародье их называли «кукурузниками»), долго стоявших без дела на окраине аэродрома в Бресте. 

Когда-то они вместе с такими же собратьями составляли  летную дружину из сорока единиц. Служба авиазащиты сельхозугодий Брестчины имела еще свои самолеты в Пинском районе. «Аннушки», как их ласково называли летчики, трудились над полями не только Брестской области. В конце восьмидесятых годов прошлого столетия на лучших из них брестские экипажи летали работать в страны Африки. В наступившее смутное перестроечное время летчики оттуда вернулись, а вот «аннушки», по рассказам ветеранов летного дела, так там и остались навсегда, сгинув неизвестно куда. 

С этого и начался закат малой авиации на Брестчине. За ее услуги разоряющимся колхозам нечем было платить. Самолеты стояли без дела, ветшали, их растаскивали по запчастям. Часть стоявших на Брестском аэродроме Ан-2 списали, а часть отдали гродненским  авиаторам. Оказавшиеся не у дел летчики и техники вынуждены были менять профессию. Фактически область осталась без своего авиаотряда химзащиты растений. 

О чем специалисты и руководители сельского хозяйства пожалели в очень скором времени. Ведь они вынуждены были приглашать для обработки полей экипажи из других областей, сохранивших подразделения «кукурузников». За дальние перелеты, командировочные для тех же летчиков и техников из Гродно приходилось платить дорого. К тому же самолетов и экипажей порой просто не хватало. 

Хорошо зарекомендовала себя авиация на обширных сельхозугодьях Пружанского района. Самолет в небе или на поле — привычная раньше картина. Поэтому пружанцы не стали надеяться на возрождение этой службы на областном уровне и решили создать собственную химическую авиацию. 

Но время Ан-2 уже уходит. Он очень неэкономичен, да и называть его представителем малой авиации уже как-то неудобно. Появились малютки и самолеты среднего класса, созданные для новых, менее затратных технологий почвообработки и защиты растений, выполнения противопожарных, охранных и других функций. О них уже знает, например, заместитель начальника райсельхозпрода в Пружанах Анатолий Щупленков, в прошлом главный агроном района. Но вот делают их, к сожалению, в других странах, включая соседнюю Украину. А у нас в стране о создании собственных промышленных моделей и конструкций только думают. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter