От андеграунда к попсе и моноспектаклю

В Могилеве стартовал международный молодежный театральный форум «М@rt.контакт»

МОГИЛЕВ на неделю стал столицей театрального искусства. Международный молодежный форум «М@rt.контакт» в этом году отмечает первую круглую дату — 10 лет. Возраст фестиваля скромный, но он уже успел себя зарекомендовать как отличная площадка для молодых театралов, где есть место и время творческому эксперименту и поиску. И для многих начинающих актеров и режиссеров «М@rt.контакт» — своего рода профессиональная ступенька.



Один из идейных вдохновителей форума — директор Могилевского областного драмтеатра Андрей Новиков — не скрывает, что формат выбран удачно: для молодежи, о молодежи и с участием молодежи. «Наш фестиваль состоит из двух главных составляющих: это афиша, включающая насыщенную и разнообразную программу, и атмосфера камерности и доброжелательности, которая царит на проекте. Этим в основном и определяется интерес к форуму театральных критиков, деятелей искусства, молодых режиссеров и актеров, зрителя».

В программе – 20 спектаклей театров из девяти стран: Беларуси, России, Польши, Литвы, Молдовы, Болгарии, Армении, Украины, Германии. За кулисами — мастер-классы профессионалов для молодых, встречи с актерами и режиссерами. В роли «учителей» выступят заслуженный деятель искусств России, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства Григорий Козлов, актер театра и кино из Минска Андрей Бибиков.

«М@rt.контакт» для творческой молодежи — это еще и творческая лаборатория. Традиционно каждый день участники форума будут собираться для обсуждения того или иного спектакля. Любое мнение, пусть и самое дискуссионное, приветствуется. Такой подход особенно ценен с точки зрения профессионального роста. И ему, кажется, на могилевском фестивале нет предела. К примеру, интересный проект заявлен в специальной программе. Всю театральную неделю молодой белорусский режиссер, драматург и актер Сергей Анцелевич собирается работать с молодыми могилевскими актерами над эскизом к спектаклю «Даты» по своей же одноименной пьесе. В финале результаты творческого мозгового штурма представят и зрителям, и критикам.

Интересна и другая сторона «М@rt.контакта», культурного проекта, укрепившегося не только с творческой, но и с коммерческой стороны. Судите сами: если еще пять лет назад устроители продавали по две тысячи билетов, то теперь — четыре с половиной тысячи. Поэтому совершенно не случайно форум шагнул за пределы одной лишь сцены Могилевского областного драмтеатра, на которой родился. И в этом году больше стало задействованных площадок: это еще и сцены театра кукол, КЗ «Могилев», а один из спектаклей — «Жизнь за царя» в постановке труппы «Театро ди Капуа» из Санкт-Петербурга — покажут в экспозиционном зале «Могилев губернский», в музее этнографии. Нетривиальная задумка: интерьеры музейного зала станут декорациями спектакля.

Интересный факт — самоокупаемость «М@rt.контакта» держится на уровне 50 процентов. Это очень приличная цифра, если не брать в расчет еще и спонсорскую помощь. Цена на билеты варьируется от 100 до 300 тысяч, то есть вполне доступна. И зритель голосует рублем. Меня лично, к слову, порадовал тот факт, что за две недели до старта форума билетов на большинство постановок не было. Хотя, не стану скрывать, на эту тему довелось слышать нелестные отклики некоторых театралов: мол, «М@rt.контакт», расселившись по площадкам, притянул в свою программу больше так называемых попсовых спектаклей. Но это ведь совершенно не значит, что они не качественные: просто театральный язык в таких постановках проще.

С другой стороны, фестиваль ушел и от сумасшедшего экспериментального андеграунда, когда даже профессионалу было сложно разобраться в трактовке того или иного произведения. С моей точки зрения, выигрывает проект как раз в том, что творческий портфель форума — это спектакли в разных жанрах. «М@rt.контакт» порадует зрителей мюзиклом и современным балетом, классической драмой и модным нынче форматом — моноспектаклем. Полагаю, оценит программу и искушенный зритель. Представлена, к примеру, интересная постановка «Иллюзии» Центра экспериментальной режиссуры Белорусской государственной академии искусств, «Васса» Ведогонь-театра из Москвы, «История ботинок» Клайпедского молодежного театра, «В маленькой усадьбе» Могилевского областного драмтеатра. В этом же ряду «Шинель» театра «Кредо» из болгарской Софии — титулованная постановка, в копилке которой больше 150 наград различных мировых театральных фестивалей.

А одно из нововведений юбилейного форума — отказ от судейства. Профессиональное жюри оценивало постановки все предыдущие фестивали, но в этом году от такой практики ушли, потому что качество спектаклей, привозимых в Могилев, заметно повысилось. Да и чисто физически жюри сложно посмотреть все постановки, которые идут на нескольких площадках одновременно.

Какие еще новшества преподнесет «М@rt.контакт» зрителям и профессионалам, читайте в ближайших номерах «СГ».

uskova@sb.by 

Фото: mogilevnews.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости